Агростины.
В древнегреческой мифологии нимфы гор.

Агуане (брегостене, вивене, пантегане).
В кельтском фольклоре - фейри, живущие в предгорьях Альп, в средневековом европейском фольклоре агуане воспринимались как демоны.
Внешне агуане это высокие красивые женщины с длинными распущенными волосами. Они бродят по альпийским лугам, купаются в реках и озерах, воды которых оберегают. К людям агуане относятся дружелюбно, пока те не нарушают границ их источников. Знающие люди советовали путникам: перед тем как перебраться через поток (а уж тем более искупаться в нем), необходимо попросить разрешения у агуане. Тех, кто пренебрегал вежливостью, ожидала страшная участь. Агуане увлекали их под воду или заманивали в свои пещеры, а потом пожирали. Такое же наказание было уготовано насильникам - агуане не прощали надругательства над женщинами.
Агуане частенько спускались с гор в поселения смертных, чтобы погреться у огня в трактире, посплетничать с хозяйками и помочь им в домашней работе. Смертным агуане часто являлись в виде уродливых старух с козлиными копытами или вывернутыми задом наперед ступнями. Зимой агуане одевались в меха.

Альвы.
В скандинавской мифологии природные духи. От альвов «произошли» столь популярные в европейском фольклоре эльфы.

Альсеиды.
В греческой мифологии нимфы рощ.

Аполлон (Аполошка).
(АПОЛОШКА). В славянской мифологии одно из обозначений лешего.

Бекке.
В мифологии и фольклоре германских народов полевые духи. Они помогают расти злакам и сами растут вместе с ними (чем выше колос, тем крепче бекке). Бекке катаются на волнах, которые гонит по полям ветер, не забывая пугать детишек, приходящих на поля нарвать васильков. Когда с полей убирают урожай, бекке приходится несладко - они либо впадают в спячку, либо их убивают. Раньше, когда хлеб убирали вручную, жнецы гонялись за бекке по всему полю до тех пор, пока не оставался один-единственный несжатый участок; если сжинали и его, бекке умирал, а если колосья оставляли стоять, бекке питался ими всю зиму.

Белые дамы.
В фольклоре германских народов сверхъестественные существа, которых нередко отождествляют с призраками и лесными духами. К людям белые дамы относятся вполне дружелюбно - выводят на дорогу заплутавших путников, превращают обыкновенные камни в чудодейственные амулеты, наводят на месторождения золота и серебра, помогают женщинам рожать и следить за домом, предсказывают будущее, утихомиривают бури и так далее. Впрочем, их очень легко рассердить неблагодарностью и жестокостью, и тогда они сурово карают обидчиков.

Бен варра.
В фольклоре жителей острова Мэн русалки, схожие своими повадками с германскими ундинами и европейскими морскими девами. Считается, что бен варра дружелюбнее других русалок и часто помогают людям.

Берегини.
В мифологии восточных славян существа женского пола, близкие к русалкам. По замечанию А.Н. Афанасьева, это слово «могло употребляться в смысле ореады, горыни», а также служить «для обозначения водяных дев, блуждающих по берегам рек и потоков».

Бильвизы.
В немецком фольклоре злобные древесные духи. Они живут внутри дерева, на больших пальцах левых ног у них вместо ногтей серпы. Особенно бильвизы опасны в Вальпургиеву ночь (1 мая). Они опустошают поля, дразнят и всячески изводят людей. Тем, кто забирается на поля, охраняемые бильвизами, грозит «эльфийский удар» - паралич, который, согласно представлениям германских народов, насылают фейри. Поэтому, прежде чем выйти в поле, следует кинуть наземь нож с тремя царапинами на ручке и крикнуть: «Держи, бильвиз!» Бильвиз испугается ножа и убежит.
Бильвизы появляются по вечерам, в полотняных одеждах и темно-коричневых треуголках. Их сопровождают супруги, так называемые роггенмеме - «ржаные тетушки», которые ходят нагишом, показывая свои черные груди, из сосков которых сочится ядовитое молоко.
Итальянский фольклор знает дальнего родича бильвизов - паваро. Он тоже сторожит поля и откусывает ноги тем, кто ворует по ночам горох. Внешность у него весьма экзотическая: собачья голова, огненные глаза-плошки и огромный рот - не рот, а настоящая пасть, из которой торчат железные клыки. Ногти на руках и ногах у паваро тоже железные, а сами руки растягиваются в длину на несколько метров.

Блуд.
В славянском фольклоре лесной дух, который сбивает с дороги путников и заставляет их плутать по лесу.

Болотный.
В русском фольклоре существо, обитающее в болоте. Болотный похож на человека с необыкновенно длинными руками, только его тело покрыто густой серой шерстью, а ниже спины у него хвост крючком.

Боровик.
В славянском фольклоре дух, находящийся в подчинении у лесного хозяина (лешего). Считается, что боровики «заведуют» грибами. Внешне это крохотные старички ростом около двух вершков. Живут они под грибами, грибами же и питаются.

Бродячий огонек.
В фольклоре различных народов название болотных огней.

Вакиньян.
В мифологии индейцев Северной Америки (сиу) духи огня, грома и молнии. Они обитают на востоке и неразрывно связаны с камнем и красным цветом. Появление вакиньян означает приближение гроз и бурь. Этим духам близка птица грома - Вокеон, которая покровительствует воинам и враждует с духами воды уинктехи.

Ванахальбы.

Вилы (самовилы, самодивы).
В мифологии южных славян прекрасные девушки, обладающие сверхъестественными способностями. Вилы ходят в волшебных платьях; тот, кто заберет у вилы такое платье, подчинит ее своей воле. Обитают вилы в горах и могут летать. Если отнять у вилы крылья, она утратит способность летать и станет обыкновенной женщиной. Под длинными платьями вилы скрывают лошадиные или козьи копыта. Разгневанная вила способна убить взглядом, как василиск. Они обладают даром предвидения и могут на время «запирать» воду в колодцах и озерах.

Водяной.
В славянской мифологии злобное существо, обитающее в воде и повелевающее ею. Как правило, водяной внешне похож на человека - чаще всего, на опутанного тиной безобразного старика с длинной зеленой бородой и густыми зелеными усами. Женятся водяные на водяницах - утопленницах, превратившихся в злых духов.
Существует легенда, согласно которой водяные - падшие ангелы, изгнанные Богом с небес и упавшие в воду.
Водяные донны.

Гамадриады.
В греческой мифологии нимфы деревьев. Гамадриада рождается вместе с деревом и гибнет вместе с ним.

Гекатонхейры.
В греческой мифологии великаны, отпрыски Урана и матери-земли Геи, братья Котт, Бриарей и Гиес. У каждого из гекатонхейров пятьдесят голов и сто рук (отсюда их прозвище, которое означает «сторукие»). Уран загнал гекатонхейров под землю, но Зевс призвал их и с помощью сторуких одержал победу над титанами. Побежденных низвергли в Тартар, а их охрану поручили сторуким. Впоследствии гекатонхейры вновь выручили Зевса, когда против того устроили заговор Гера, Посейдон и Афина: один вид сторуких так устрашил заговорщиков, что они отказались от своего намерения.

Гелиады.
В греческой мифологии сыновья и дочери бога солнца Гелиоса. Их имена указывают на блеск и чистоту дневного светила. Наиболее известен миф о сыне Гелиоса от нимфы Климены Фаэтоне, который подлетел слишком близко к солнцу и погиб, опаленный его лучами. Сестры-гелиады оплакали Фаэтона и от горя превратились в тополя.
Сыновья Гелиоса от нимфы Роды славились как знатоки астрологии.

Геспериды.
В греческой мифологии нимфы, обитающие на берегу реки Океан на крайнем Западе. Там на островах (считается, что это Канарские острова) растет сад, и в этом саду стоит великан Атлант, держащий на своих плечах небесный свод. Геспериды охраняют золотые яблоки вечной молодости, подаренные богине Гере матерью-землей Геей. Однажды в сад Гесперид проник Геракл. В мифе сказано, что Геспериды стали исподтишка воровать яблоки, и тогда Гера отправила сторожить сад дракона Ладона, у которого «было сто голов и сто языков». Геракл убил дракона, напугал нимф и с помощью Атланта добыл молодильные яблоки.

Гиады.
В греческой мифологии нимфы, дочери титана Атланта и океаниды Плейоны. После того как их брат Гиас был растерзан львами во время охоты, Гиады окаменели от горя и Зевс превратил их в звезды созвездия Тельца. По другой версии мифа, Зевс превратил Гиад в звезды в благодарность за то, что они воспитывали младенца Диониса.

Гианы.
В итальянском фольклоре духи. Высокие и красивые, они обитают в лесах и занимаются рукоделием. Еще они могут предсказывать будущее и знают, где спрятаны клады. Несмотря на свою красоту, гианы, среди которых большинство составляют женщины, с трудом находят себе пару. Мужчин-гианов было мало; карлики в мужья не годились, а великаны были настоящими грубиянами. Поэтому гианам остается лишь заниматься работой и петь грустные песни. Со временем они сделались лучшими на свете вышивальщицами, а своими песнями стали завлекать людей: стоит человеку услышать первые такты мелодии, он застывает на месте как вкопанный, поддавшись наваждению. Тогда гиана набрасывается на него, высасывает кровь, а потом убивает. Три дня спустя насытившаяся гиана рожает дитя-полукровку, охочее до сырого мяса.

Гномы.
В современном европейском фольклоре крохотные существа, «позаимствовавшие» свои привычки и повадки у цвергов и карликов. Традиция гномов не знает; первое упоминание о них встречается у Парацельса. Гномы относятся к элементалам, то бишь к стихийным духам, которые делятся на четыре группы - гномов, сильфов, ундин и саламандр, то есть духов земли, воздуха, воды и огня соответственно. Парацельс считал, что гномы способны передвигаться в земле столь же легко, как по воде, и что главная их обязанность - стеречь подземные клады.

Гуараггед аннон.
В валлийском фольклоре озерные девы, обитающие в роскошных дворцах на дне горных озер. Это писаные красавицы: высокие, стройные, с роскошными золотистыми волосами до талии и чудесной молочно-белой кожей. Вместе с ними живут их родственники по мужской линии - седовласые, с длинными бородами, крепкие и сильные, несмотря на возраст. Дворцы озерных дев окружены волшебными садами; гостя там накормят изысканнейшими яствами под аккомпанемент непередаваемо прекрасной музыки. Но если сорвать в таком саду одну-единственную былинку, все исчезнет, гость окажется на берегу и больше в подводный дворец не попадет.

Догаи.
В мифологии австралийских аборигенов духи, женщины с длинными отвислыми грудями, хитрые и злобные. Говорят догаи на особом языке, которого не понимают люди.

Дриады.
В греческой мифологии нимфы - покровительницы деревьев. Люди, сажавшие деревья и ухаживавшие за ними, пользовались особым покровительством дриад.

Дрэгайка.
В фольклоре романских народов духи плодородия - прекрасные девушки, танцующие на полях и придающие злакам спелость, а травам - целебную силу. Дрэгайка защищают посевы от града и саранчи, но и сами способны отобрать аромат у цветов или сжечь посевы. Их день - 24 июня; после этого дня травы перестают расти. Тому, кто в их день нарушит какой-либо запрет, грозит глухота, немота или безумие.

Еланья.
В русском фольклоре лесной дух, получивший, свое прозвище от слова «елань» - поляна в лесу. Иных характеристик этого персонажа до сего дня не сохранилось.

Зеленые дамы.
английском фольклоре древесные фейри; чаще всего они селятся в дубах, вязах, ивах и тисе, иногда также выбирают сосны, ясени, остролист и яблоню. Нрав у зеленых дам довольно суровый, они ни за что не упустят возможности напугать припозднившихся путников. Обижать зеленых дам ни в коем случае не следует. Считается, что, прежде чем отломить ветку с дерева, в котором обитает зеленая дама (а что она там живет, обязательно скажут, если вы этого сами не знаете), нужно попросить у нее разрешения. Некоторые даже сажают у подножия таких деревьев примулы, чтобы заручиться благоволением зеленых дам.

Зелигены.
В немецком фольклоре женские лесные духи. Зелигены заботятся о лесе, в котором живут, охраняют лесных животных от охотников; у них есть подземные хлева, в которых они доят серн и ланей. Они частенько помогают фермерам собирать урожай, пасти и доить коров, шить и вязать, открывают своим любимцам тайны целебных растений и спасают заплутавших в лесу.

Ино.
В корейской мифологии водяная ткачиха. У нее шесть или семь ног, руки-плавники и длинный и тонкий хвост, зато голова и торс человеческие. Она без устали ткет, а когда кто-нибудь ее поймает, льет слезы, которые, вытекая из глаз, превращаются в жемчужины.

Какамора.
В мифах полинезийцев существа крохотного роста, с длинными когтями на пальцах. Тело у какамора разноцветное, волосы достают до колен. Какамора отличаются недюжинной силой; питаются они плодами и мелкими животными, иногда нападают на людей. Живут они обычно в пещерах и дуплах деревьев, говорят на своем, непонятном людям языке. Они любят танцевать при лунном свете и жонглировать горящими ветками.

Камены.
В римской мифологии нимфы ручья в роще у Капенских ворот в Риме. Из ручья камен весталки черпали воду для нужд храма богини Весты. Со временем камен стали отождествлять с греческими музами, поскольку их имя напоминает латинский глагол canere - «петь».

Каппа.
В японской мифологии водяные, обитающие в реках и озерах. Каппы - существа злобные и всячески вредящие людям. Они никогда не упустят случая заманить человека в воду и утопить. Того, кто попал к ним в лапы, каппа потрошат заживо. На суше каппа могут прожить от силы несколько минут. Все их сила заключена в той воде, что находится у них в голове. В том самом углублении. Поэтому при встрече с каппой следует ему поклониться. Он очень вежлив и обязательно ответит на поклон. Вода из углубления непременно выльется, и каппа утратит свою силу. Еще каппу можно убить табачной трубкой, которой его следует стукнуть по затылку.

Карлики.
В фольклоре народов Западной Европы крохотные седобородые существа. Карлики отличаются могучим телосложением и недюжинной физической силой; зрелости они достигают трех лет от роду, а к семи годам у них отрастают седые бороды. Они добывают самоцветы и руду, куют оружие, доспехи и украшения, зачастую наделяя свои изделия магическими свойствами. Солнечного света карлики не выносят, ведь тот превращает их в камни; а потому они выходят на поверхность только с наступлением ночи. Кое-кто утверждает, правда, что карликов можно встретить и днем - дескать, они просто превращаются в жаб.

Квисин.
В корейской мифологии и фольклоре демоны и духи. Считалось, что любой человек после смерти становится квисином. Селятся они в заброшенных строениях, в развалинах, а также в пещерах и прудах.
Квисин делятся на духов стихии (чаенсин), животных (тонмульсин), людей (инчхесин), домашних (касин), злых (чарсин) и т.д. Их почитают, равно как и боятся.

Киск.
В фольклоре жителей острова Мэн дева волн. У нее голова и грудь женщины, а вместо ног - хвост лосося. В воде ее волосы темно-зеленые, а на воздухе они становятся золотистыми. В них вплетены украшения из подводных чертогов киск. От союзов киск со смертными мужчинами рождаются замечательные моряки - лоцманы и рулевые. Если поймать киск, она исполнит три желания, но с ней следует держать ухо востро: она ни за что не упустит случая отомстить тому, кто ее поймал. Если киск голодна, она может проглотить человека целиком. Убить ее можно, только уничтожив душу (которая, как у Кощея Бессмертного, спрятана в недоступном месте).

Клудде.
В фольклоре бельгийцев лесные духи, склонные к оборотничеству и обладающие способностью превращаться в псов и жаб, а также притворяться деревьями. Их можно узнать по двум голубым огонькам за плечами и крику: «Клудде!», от которого они и получили свое прозвище.

Корред.
В испанском фольклоре и фольклоре жителей полуострова Бретань духи. У них красные, светящиеся в темноте глаза и темная кожа. Они наделены даром пророчества, умеют творить волшбу и знают местонахождение всех кладов в округе. Корред очень любят танцевать, причем предаются этому занятию с таким азартом, что у них под ногами начинает гореть трава. Тем людям, которые мешают им веселиться, корред жестоко мстят: женщины рожают детей, похожих на кого-либо из соседей, а мужчин они заставляют плясать до изнеможения - некоторые, бывает, даже падают замертво.

Корриганы.
В фольклоре жителей полуострова Бретань хранительницы родников и источников. Они живут под землей. Зачастую рядом с родниками можно обнаружить дольмены. Когда наступает полнолуние, корриганы принимаются расчесывать свои длинные волосы золотыми гребнями, медленно и неторопливо, словно в такт течению воды, которая в такие ночи приобретает целительные свойства. Причесавшись, они купаются и поют. Если смертный мужчина услышит песню корриган, он обречен - либо он женится на корриган в течение трех дней, либо умрет.

Крионы.
  В фольклоре жителей полуострова Бретань духи, состоящие в родстве с корред. Они еще более жестоки, чем их родичи. Когда человек, которого они заманили в свой хоровод, падает от изнеможения и умирает, крионы весело хохочут - настолько им смешно.

Ксаны.
В испанском фольклоре прекрасные златовласые феи маленького роста. Они обитают в пещерах и источниках. В день святого Иоанна ксаны играют золотыми украшениями и иными драгоценностями и щедро одаряют смертных, которые сумеют превратить их в обыкновенных женщин.

Теги: духи природы