Абхасвары.
В древнеиндийской мифологии низшие божества, входившие в гану божеств, помощники бога-разрушителя Шивы. Подчинялись они не столько Шиве, сколько его сыну, слоноголовому Ганеше, который являлся посредником между низшими богами и Шивой.

Аватара (аватар).
В древнеиндийской мифологии божество, сошедшее в мир людей и воплотившееся в смертное существо, дабы защитить тех, кто ему поклоняется, и восстановить мир и справедливость. В «Адипарве» (первая книга «Махабхараты») рассказывается о том, что на земле все больше демонов стало рождаться царями, наделенными могуществом. И тогда «творец существ» бог Брахма повелел другим богам для обуздания демонов воплотиться на земле «отдельными частями». Как сказано далее, «небожители... воплотились по своему желанию в родах брахманов и царственных мудрецов. Они убили данавов, ракшасов, гандхарвов и змей, а также людоедов и многих других существ».
Самые известные в древнеиндийской мифологической системе - десять аватар бога Вишну: рыба Матсья, черепаха Курма, вепрь Вараха, человек-лев Нарасинха, карлик Вамана, Рама с топором (Парашурама), Рама, Кришна (или Баларама), Будда и белый конь Калки. Воплотившись в рыбу, Вишну спас от потопа многих мудрецов-риши, а также семена всех растений; в образе черепахи он участвовал в пахтанье мирового океана; в образе вепря бог сразил демона Хираньякшу - поединок продолжался тысячу лет, после чего вепрь поднял на клыках землю, утопленную демоном в океане. В обличье человека-льва Вишну победил демона Хираньякашипу, в образе карлика отобрал у царя дайтьев небо и землю, а воплотившись в Парашураму, истребил множество кшатриев. Рама и Кришна - главные аватары Вишну; каждая из них впоследствии стала центром собственного культа (когда Кришна выступает как самостоятельное божество, восьмая аватара Вишну зовется Баларамой). В образе Будды Вишну соблазняет нестойких отречься от индуистской веры, а в последней аватаре, сидя на белом коне, истребляет зло, дабы мир воспринял грядущее возрождение.

Адитьи.
В древнеиндийской мифологии группа божеств - потомков богини Адити. К их числу принадлежат, среди прочих, важнейшие боги индуизма Варуна, Индра и Митра, а поздняя традиция вводит в сонм адитьев и Вишну, которого признают величайшим из них. Адитьи хранят покой и целостность мироздания (как сказано в «Ригведе», «три светлых небесных пространства охраняют Адитьи»). К людям обладающие чудесной силой адитьи относятся благосклонно: помогают в минуту опасности, удерживают от дурных поступков, дают долгую жизнь. Поначалу адитьев насчитывалось семь, в послеведийский период их число возросло до двенадцати и каждый из них был соотнесен с каким-либо месяцем года.

Аиту.
в полинезийской мифологии привидения или духи, часто злобные и недоброжелательные. Слово aitu присутствует во многих языках Восточной и Западной Полинезии.
Согласно традициям некоторые из племён аиту поселились на островах Аитутаки, Атиу и Мангаиа. На Аитутаки они были уничтожены или изгнаны. На Мангаиа их время от времени убивали, что принести в жертву богам. На Мангаиа до сих пор сохранились остатки огромной печи, называемой те уму Аиту (te umu Aitu), в которой этих людей жарили после того, как их убивали.

Акуаку.
Акуаку, в низшей мифологии рапануйцев (остров Пасхи) добрые и злые духи. Воплощаются в растениях, птицах, рыбах, в неживой природе.

Алад.
В шумеро-аккадской мифологии дух-покровитель. Поначалу считалось, что алады относились к людям безразлично, впоследствии их стали полагать добрыми духами-хранителями. У каждого человека был свой алад. Считается, что крылатые быки у входов в дворцы ассирийских царей - это изображения аладов.

Альвар (альфар).
В скандинавском фольклоре изначально общее название сверхъестественных существ, принадлежащих наполовину к богам, а наполовину - к карликам-цвергам. Со временем так стали называть демонов, наводящих кошмары и вызывающих удушье у спящих.
В Германии это наименование превратилось в слово «альб» («альп»), откуда позднейшее «эльф».

Амеша
В иранской мифологии божества, составляющие ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазды (Ормузда). Эти божества (букв. «Бессмертные Святые») - покровители священных стихий и животных, у каждого из них имеется личный отличительный символ - тот или иной цветок. К Амеша Спента относятся: Спента Майнью («Святой Дух»), Воху Мана («Благая Мысль»), Аша Вахишта («Лучшая Истина»), Хшатра Вайрья («Власть Желанная»), Армайти («Святое Благочестие»), Аурват («Целостность») и Амертат («Бессмертие»). Воху Мана считается покровителем домашнего скота, Аша Вахишта - покровитель огня, Хшатра Вайрья покровительствует металлам, Армайти - земле, Аурват - воде, Амертат - растениям. Спента Майнью покровительствует человеку. По преданию, пророк Заратуштра общался поочередно с каждым из семи Амеша Спента в различных местностях.

Анакты
В греческой мифологии духи-хранители, которых нередко путают с кабирами, куретами и Диоскурами - сыновьями Зевса, участниками похода за Золотым руном. По другой версии мифа, анакты - потомки гиганта Анакта, сына Урана и Геи.

Анганга
В мифах полинезийцев (Самоа) дух живого существа, который противопоставляется тино - плоти. Тело умершего, покинутое духом, зовется ангаанга.

Ангелы
В иудаистической, христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа, которые служат единому Богу, сражаются с его врагами, воздают ему хвалу, передают волю Божества стихиям и людям (в переводе с греческого слово «ангел» означает «вестник»). Те ангелы, которые отпали от бога, превратились в бесов.
Первоначально ангелы были едины, однако впоследствии, в каббалистической традиции, появилось разделение на так называемые «девять ангельских чинов». Эти девять чинов делятся на три триады. По этой иерархии собственно ангелы вместе с архангелами и властями относятся к третьей триаде, которая характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку.
Что касается облика ангелов, его невозможно описать сколько-нибудь достоверно, ибо истинный ангельский облик недоступен человеческому восприятию. Людям ангелы чаще всего являются в виде огненных символов (как сказано у Псевдо-Дионисия, богословие «представляет огненные колеса... и огненных животных, и мужей как бы молниевидных...»); иногда они принимают обличье людей, животных и растений.

Ангирасы
В древнеиндийской мифологии полубоги, обладавшие чудесными голосами. Ангирасов было семеро, они считались сыновьями неба и богов. В «Ригведе» рассказывается, что ангирасы своим пением нашли коров, спрятанных в пещере демона Валы.
В некоторых песнях говорится, что скалу проломил бог Индра, которого иногда называют главнейшим из ангирасов. Кроме того, ангирасы отыскали бога Агни, укрытого в стволе дерева, и сражались на стороне богов с демонами-асурами.

Андрогин
Двуполое существо, сочетающие в себе мужские и женские половые признаки. В греческой мифологии таков Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты. По просьбе влюбившейся в него нимфы боги слили ее и Гермафродита в единое двуполое существо. Согласно египетскому мифу, андрогинную природу имел бог солнца Ра, который, совокупившись сам с собой, породил других богов, людей и окружающий мир. Ведическая богиня Адити - одновременно божественная корова и бык, мать и отец богов. Известен также Ардханаришвара - дуалистическое божество, Брахма и Пракрити (Майя) в единении. Скандинавский миф о создании мира упоминает о том, что первый хримтурс Имир самостоятельно зачал и родил своих детей.
Семантика образа андрогина восходит к космогоническим представлениям о неразделенности земли (женское) и неба (мужское), о Первичном Хаосе, о Золотом веке в человеческой истории, когда, если воспользоваться библейским выражением, люди еще не знали греха и пребывали в единстве со средой. Иными словами, андрогин - равновесие противоположных принципов мироздания, активного и пассивного, anima и animus. В оккультной традиции андрогин - символ гармонии человеческой души, а также мудрости и бессмертия.

Андумбулу
В мифах африканского племени догон духи-покровители, одарившие людей умениями и обрядами. Согласно мифам, первоначально андумбулу «открыли» эти умения, ремесла и навыки самостоятельно, а затем передали их людям.

Анилы
В древнеиндийской мифологии божества ветра. Главный из анил входит в число васу. Анилы принадлежат к гане божеств, которая подчиняется Ганеше и помогает Шиве.

Аниту
В мифах народов Океании духи. Истинный облик аниту неизвестен, ибо они невидимы, но им не составляет труда вселиться в тело животного, рыбы или птицы. Против человека аниту бессильны: он способен лишить их на время могущества и даже погубить.

Ануннаки
В шумеро-аккадской мифологии божества земли и подземного мира. Число ануннаков точно не установлено: согласно различным источникам, их от семи до шестисот. Главная обязанность ануннаков - определять людские судьбы, то есть они являются богами-покровителями. Шумеро-аккадская мифология противопоставляет ануннакам игигов - божеств неба.

Апас
В ведийской мифологии божества, олицетворение космических вод. В этих водах обитает бог Варуна, повелитель вод, окружающих вселенную.

Апсары (апсарас)
В древнеиндийской мифологии полубогини, обитающие в основном на небе, но также населяющие реки, горы и т. д. Согласно Ведам, апсары могут насылать на людей любовное безумие, но покровительствуют людям азартным, особенно - любителям игры в кости. Это оборотни, способные принимать любой облик, однако чаще всего они являются в обличье прекрасных женщин в богатых одеждах, убранных драгоценностями и цветами. Апсары - небесные танцовщицы, позднее - куртизанки: боги нередко подсылают их к демонам-асурам или к аскетам, которых нужно соблазнить, иначе подвижничество сделает тех равными богам. Согласно «Рамаяне», апсары возникли на заре мироздания, при пахтанье мирового океана. Их насчитывается от нескольких десятков до сотен тысяч. Они - жены или возлюбленные гандхарвов.

Артур.
1. В мифологии ирландских кельтов - один из сыновей Немеда, сражающийся против фоморов.
2. В британской традиции Артур признается образцом совершенства, «королем былого и грядущего»; через последнее определение возникает тема идеального правителя как связующего звена между прошлым и будущим. Артур-символ толкуется как олицетворение «истинной Британии» (именно такую трактовку образ Артура получает все чаще в современной художественной литературе). Его пребывание на острове вечной юности Авалон, куда смертельно раненного короля отвезла фея Моргана, есть инициация, приобщение к тайнам мироздания, познав которые, он в час нужды поспешит на помощь своему народу.

Архангелы.
В христианских мифологических представлениях старшие ангелы. По именам из архангелов известны прежде всего трое: небесный архистратиг Михаил, участник Благовещения Гавриил и целитель Рафаил.
В каббалистической традиции архангелы составляют восьмой из девяти ангельских чинов и вместе с ангелами и властями образуют третью триаду, которая характеризуется непосредственной близостью к миру и человеку.

Архонты.
В христианских мифологических представлениях духи-мироправители. Обычно архонтов относят к бесам. Сатана именуется в Библии «архонтом мира сего» (в синодальном переводе - «князем»).
Гностики полагали, что архонты по природе амбивалентны и что именно они создали материальный космос. Верховного архонта гностики отождествляли с Абраксасом - диковинным существом с телом человека, головой петуха и змеиными хвостами вместо ног.

Асуры.
В древнеиндийской мифологии как божества, так и демоны, обладающие колдовской силой. В частности, с этой точки зрения к асурам относятся адитьи, Агни, Индра и др. В «Атхарваведе» асурами называют только демонов.
Асуры возникли из дыхания бога Брахмы (или же из его брюшной полости). На небесах у асуров было три града - железный, серебряный и золотой; кроме того, у них были города и под землей. Все три небесных града асуров испепелил бог Рудра, а самих асуров он низверг на землю.
В буддийской мифологии асуры - существа, образующие один из шести разделов сансары (мирского бытия). Некогда они обитали на небе, но были изгнаны. Ныне они обитают в пещере священной горы Меру и ведут с богами непрерывные войны, в которых постоянно терпят поражения.
По замечанию А. Н. Афанасьева, «индийским асурам, которых разит и гонит в глубокие подземелья могучий Индра, вполне соответствуют греческие титаны, существа подземные, враждебные Зевсу и олимпийским богам».

Асы и ваны.
В скандинавской мифологии две основные группы богов. Асы живут в небесном городе Асгарде. Этот город построен для них великаном из Утгарда - или Йотунхейма - обители йотунов. Кроме Асгарда и Утгарда, существует еще Мидгард - «срединный мир», обитель людей (Джон Р. Р. Толкин использовал этот термин в своей знаменитой трилогии «Властелин Колец»; по-английски Мидгард - Middle-Earth, а на русском стал Средиземьем). Мидгард с Асгардом соединяет радужный мост Биврест, о котором у А. Н. Афанасьева сказано так: «Это лучший изо всех мостов в свете, он крепко создан из трех цветов, и светлые боги переезжают по нем на своих конях... Один конец этого моста достигает жилища бога Хеймдалля, который приставлен оберегать мост от демонических великанов... При кончине мира, когда поедут через него злобные сыновья Муспелля, мост разрушится». Ваны обитают в своей стране - Ванахейме, которая приблизительно совпадает с Альвхеймом, что позволяет отождествить ванов с альвами.
Поначалу асы враждовали с ванами, у них была война.
Асы решили заключить мир и отдали ванам в заложники Хенира, а себе взяли заложниками Ньерда и Фрейра. С тех пор асы и ваны всегда вместе. Самих асов, которыми правит Один, двенадцать помимо Одина; это Тор, Тюр, Хеймдалль, Браги, Хед, Видар, Хенир, Улль, Форсети, Локи, Вали и Бальдр. «Младшая Эдда» перечисляет и богинь, или асинь: это Фригг, Сага, Эйр, Гевьон, Фулла, Сьевн, Ловн, Вар, Вер, Сюн, Хлин, Снотра, Гна, Соль, Биль, Йорд и Ринд. В некоторых западноевропейских языках (например, в том же английском) названия дней недели образованы частично от имен асов: wednesday (среда) - день Одина (или Вотана, что то же самое; здесь Один как бы выступает в роли римского Меркурия, бога торговли, которому также посвящена среда), thursday (четверг) - день Тора, friday (пятница) - день Фрейи (так зовут дочь Ньерда, богиню любви и красоты).
По своим «сферам влияния» асы и асиньи распределяются следующим образом:
         Один - верховный бог, божество неба, покровитель воинской доблести, бог мудрости и священного знания;
         Тор - сын Одина, бог грома и молнии, бури и плодородия, защитник богов и людей;
         Тюр - бог неба, войны и воинских правил;
         Хеймдалль - страж богов, а также (в ипостаси Рига) родоначальник трех людских сословий - конунгов, крестьян и рабов;
         Браги - сын Одина, бог скальдического искусства;
         Хед - сын Одина, слепой бог, убийца своего брата Бальдра;
         Видар - сын Одина, «молчаливый бог», божество войны;
         Хенир - брат и спутник Одина, вместе с которым он оживил первых людей;
         Улль - бог охоты и стрельбы из лука;
         Форсети - сын Бальдра, бог справедливости и правосудия;
         Локи - бог хитрости и коварства;
         Вали - сын Одина, бог-мститель;
         Бальдр - сын Одина, «светлый бог», божество плодородия, мира и красоты;
         Велунд - божественный кузнец, бог-покровитель путников;
         Фригг - супруга Одина, богиня-покровительница брака и супружеской верности;
         Сага - вероятно, богиня прорицания;
         Эйр - богиня врачевания;
         Гевьон - богиня целомудрия;
         Фулла - богиня изобилия, покровительница девственности;
         Сьевн - богиня любви;
         Ловн - богиня любви и милосердия;
         Вар - богиня верности и любовных клятв;
         Вер - богиня знания;
         Сюн - богиня-хранительница;
         Хлин - богиня-покровительница;
         Снотра - богиня сдержанности, рассудительности;
         Гна - богиня-вестница;
         Соль - богиня солнца;
         Биль - богиня луны;
         Йорд (Фьергюн) - богиня земли, мать Тора;
         Ринд - мать Вали.
Кроме того, в числе богов иногда упоминаются морской великан Эгир и его супруга Ран - владычица морей; Скади - богиня-лыжница, покровительница охоты; сыновья Тора Магни и Моди; Сив - супруга Тора, богиня с золотыми волосами; Идунн - супруга Браги, хранительница молодильных яблок; Нанна - супруга Бальдра; Сигюн - супруга Локи; Хермод - брат Бальдра; Вили и Ве - братья Одина; Од - супруг Фрейи, вероятно, ипостась Одина.

Ата.
1. В мифах полинезийцев (Самоа, Тонга) дух человека, живого или только что умершего, в отличие от атуа, который существует «сам по себе», вне связи с физическим телом.
2. Греческая богиня безумия, мгновенно возникающего у человека и ввергающего его в различные беды.

Атуа.
В мифах полинезийцев (Тонга, Ниуэ) духи, способные вселяться в человеческие тела и в тела животных, позднее - божества.

Ах.
В египетской мифологии один из элементов человеческого естества, загробное воплощение человека. Первоначально ах принадлежал исключительно фараонам, которые превращались в него после смерти; позднее стали считать, что ах есть у каждого человека. Аху - это форма множественного числа от «ах» - звались посредники между божествами и людьми.

Ахуры.
В иранской мифологии божества, сражавшиеся против сил зла и хаоса. Ахурам противостояли т. н. «младшие боги» - дэвы (что любопытно, в иранской мифологии дэвы - злые боги, а в индуистской - благие). Впрочем, и в иранской мифологии дэвов наряду с ахурами иногда причисляли к благим богам-покровителям. К ахурам принадлежали, в частности, Ахура Мазда и Митра. Пророк Заратуштра учил, что ахуры - абстрактные благие силы мироздания.
Впоследствии у слова «ахуры» появился синоним - «язаты». Ахуры не имеют антропоморфного облика, однако в своих воплощениях способны принимать обличье животных и птиц.
Считается, что окончательно ахуры победят дэвов лишь через несколько тысячелетий.

Ашвины (насатьи).
древнеиндийской мифологии божественные близнецы, принадлежащие к числу небесных богов. За день Ашвины объезжают вселенную и прогоняют тьму. Они исцеляют, возвращают к жизни умерших, излечивают слепых и хромых.
Ашвины - древние, но вечно юные боги, сильные и прекрасные. В «Махабхарате» рассказывается о том, как они помогли богу Индре победить асуру Намучи. Ашвины вообще очень часто выручают из беды как богов, так и смертных.
В «Араньякапарве» (третьей книге «Махабхараты») рассказывается, что однажды Ашвины увидели выходившую из воды после купания красавицу Суканью и предложили ей выбрать среди них мужа. Однако у Суканьи уже был муж, дряхлый отшельник Чьявана, поэтому она отказалась. Тогда Ашвины сказали: «Мы - лучшие из врачевателей богов и сделаем твоего мужа юным и прекрасным. И тогда выбирай себе единственного супруга между нами двумя и им». Суканья посоветовалась с мужем и согласилась. «Ашвины, узнав о ее согласии, сказали той царской дочери: "Пусть твой супруг войдет в воду". Тогда Чьявана, желая обрести красоту, тотчас же вошел в воду, и Ашвины тоже вступили в то озеро. В тот же миг они вышли из озера - все трое удивительно прекрасные, юные... равные красотой, и вид их радовал душу». Суканья, следуя голосу сердца, избрала среди них Чьявану. А тот сказал Ашвинам: «Вы наделили меня, старика, красотою и молодостью, я получил такую супругу, и потому я с радостью сделаю так, чтобы вы оба были среди вкушающих сому (божественный напиток бессмертия - К. К.) перед лицом Царя богов». Выслушав это, Ашвины с радостью в сердце удалились на небо, а Чьявана и Суканья «зажили счастливо, словно боги».

Ба.
В египетской мифологии один из элементов человеческого естества, олицетворение жизненной силы человека, продолжает существовать и после смерти тела. Ба имели не только люди, но и поселения. Поначалу ба имелось лишь у богов и фараонов, позднее стали считать, что оно есть у каждого человека. Ба может отделяться от тела, выходить из гробницы, есть и пить. Одним из обличий бога Осириса был облик птицы-Ба, которую нередко видели на ступенях храмов поблизости от оживленных мест. Оперение этой птицы было бирюзовым с алой каймой. На закате птичий профиль менялся на профиль Осириса.

Баалат.
1. (зап.-семит.) - «госпожа, владычица» - название богини - покровительницы местности в финикийской мифологии.
2. В западносемитской мифологии богини-покровительницы местности. В частности, в городе Библ поклонялись «госпоже Баалат» - покровительнице города.

Бага.
В иранской традиции общее наименование благих божеств. Ср. индийские «бхага» и «бхагават».

Бакабы.
В мифах индейцев Центральной Америки (майя) четверо божественных братьев, которые поддерживают небо. Каждый из них стоит в своем углу вселенной. Первый брат, Хобниль, обитает на востоке, его цвет - красный; цвет Кан-Цик-Наля, обитающего на севере, белый; Сак-Кими правит западом и связан с черным цветом; Хосан-Эку принадлежат юг и желтый цвет. Чаще всего бакабы принимали человеческий облик, но иногда являлись под видом животных и даже насекомых (тем паче что Хобниль был покровителем пчеловодов). Некоторые предания утверждают, что бакабов на самом деле восемь: одна четверка поддерживает небо, а вторая - своды преисподней.

Бал.
В тибетской мифологии великаны и карлики, принадлежащие к дрегпа. Великаны, явившиеся на свет из девяти яиц, охраняют главные стороны света, пугают громкими криками врагов и разрывают их на кусочки. Карлики сторожат сокровища и оружие.

Барздуки.
В прусской мифологии карлики, подручные бога Пушкайтса. Барздуки живут под землей; под кустами бузины - священного дерева Пушкайтса - они хранят хлеб, пиво и другую снедь. Внимая просьбам людей, Пушкайтс посылает барздуков и их сородичей маркополей наполнить людские амбары зерном. Чаще всего барздуки показываются при луне; в первую очередь их видят больные. Прозвище барздуков означает «бородатые».

Боженята.
В славянской мифологии духи, подчиненные верховному богу: «Об этом знает только бог да маленькие боженята». По всей видимости, эти персонажи возникли при «наложении» христианства на остатки язычества. Не случайно образ верховного бога часто сливается с образом Христа: «Какая плохая погода-то, ничего не растет. Христос-то на фронте занят, а боженята разве знают, какую погоду надо?» (Даль).

Бхаванавасины.
В джайнской мифологии род божеств, обитающий в Кхарабхаге - одном из «нижних миров». В этом роду десять колен. Первое колено - Асуракумара («демоническая молодежь»), у них черные тела и красные одежды; второе - Нагакумара («драконья молодежь»), у них светлая кожа и темные одежды; третье - Видьюткумара («молниевая молодежь»), у них красные тела и черные одежды, четвертое колено - Супарнакумара («орлиная молодежь»), с золотой кожей и в белых одеждах; пятое - Агникумара («огненная молодежь»), красные, в черных одеждах; шестое - Ваюкумара («ветряная молодежь»), темные, в багровых одеждах; седьмое - Станитакумара («громовая молодежь»), у них золотая кожа и белые одежды; восьмое колено - Удадхикумара («океанская молодежь»), светлые, в темных одеждах; девятое - Двипакумара («островная молодежь»), красные, в темных одеждах; десятое - Диккумара («молодежь направлений горизонта») - золотого цвета, в белых одеждах.
Асуракумара надзирают за войнами и эпидемиями; нагакумара, удадхикумара и станитакумара следят за наводнениями, видьюткумара, агникумара и ваюкумара наблюдают за движением звезд и пожарами; супарнакумара, двипакумара и диккумара отвечают за металлы и драгоценные камни. Битвы между супарнакумара и нагакумара вызывают землетрясения. Индрам (верховным правителям) бхаванавасинов подчиняются локапалы - хранители мира.

Бхагават.
В древнеиндийской мифологии эпитет высших божеств. В переводе это слово означает «счастливый», «священный», «божественный»; однокоренным с этим словом является русское «бог».

Бхригу.
индуист.) - от «пылать», «сиять» - мудрец, один из семи великих риши, сын Варуны (варианты: сын Ману; приемный сын Варуны, родившийся из семени Праджапати). С Б. связан миф о провозглашении Вишну главным богом, согласно которому Б. взялся разрешить возникший во время жертвоприношения спор о том, кто из богов тримурти наивысший. Сначала Б. пришел к Шиве, но тот не принял его, потому что предавался любви со своей супругой. За это Б. лишил его жертвоприношений и превратил в мужской половой орган. Затем Б. пошел к Брахме, но Брахма встретил его непочтительно, и тому было отказано в почитании со стороны брахманов. Придя к Вишну, Б. застал его спящим и, чтобы разбудить его, поставил ногу ему на грудь. Вишну не только не рассердился, но и растер ему ногу в знак почтения, и тогда Б. провозгласил Вишну единственным, кто достоин почитания людей и остальных богов.

Бэйдоу.
китайской мифологии духи созвездия Большой Медведицы, повелевающие судьбами людей. Эти духи владели чудесными предметами - мечом Цисинцзянь, разрубавшим нечисть, и снадобьем бессмертия. В поздней китайской мифологии к бэйдоу была причислена «матушка ковша» богиня Доу-му, охранительница от войн; согласно мифам, Доу-му вместе с супругом Доу-фу и девятью сыновьями ведают людскими смертями и рождениями.
Изображения бэйдоу (или иероглифы их имен) вешались на дверях домов, чтобы отвратить злых духов.

Бэс.
(егип.) - бог - покровитель семьи, помогающий при родах, охраняющий членов семьи от бедствий. Изображался в виде кривоногого карлика с широким уродливым бородатым лицом, искаженным гримасой. Считалось, что его страшная внешность отпугивает злых духов. Иногда Б. изображали с ножом или музыкальным инструментом, помогавшим ему устрашать врагов.

Ваалы.
В западносемитской мифологии одно из распространенных обозначений божеств отдельных местностей. Кроме того, ваалами назывались общие боги, например, бог-громовержец, бог солнца и др.
Слово «ваал» является греческим вариантом библейского «баал», в которое превратилось первоначальное западносемитское «балу» («хозяин, владыка»). Другое значение слова «ваал» - «идол».

Вайманика.
В джайнской мифологии род божеств, обитающий в Урдхвалоке - верхнем мире, нижний предел которого лишь на волос выше вершины священной горы Меру. Вайманика, которые обитают в калпе (восемь нижних небес Урдхвалоки), делятся на двенадцать колен. Те, которые находятся выше, именуются ахаминдра - «сам себе правитель». Ахаминдра не носят ни одежд, ни украшений, не ведают чувственных наслаждений. Чем выше вайманика поднимаются по небесной лестнице, тем чище становится цвет их ауры и острее восприимчивость. С другой стороны, уменьшается привязанность к вещам и гордыня. Все вайманика имеют царственный облик, не отбрасывают тени и не мигают; у них не растут ни ногти, ни волосы.

Валакхильи.
В древнеиндийской мифологии мудрые карлики, принадлежащие к разряду низших божеств. Согласно «Вишну-пуране», из трещины в сухой земле, куда упал волос великого риши Крату, появился рой диковинных существ - ростом с большой палец руки взрослого человека и способных летать быстрее птиц. Это и были валакхильи. Считается, что они живут на солнце, питаются солнечным светом и сторожат колесницу светила.
Валакхильев нельзя оскорблять, ибо оскорбление не проходит даром даже для богов; когда Индра оскорбил карликов, они предались аскезе, и в результате их аскетических подвигов родился враг Индры, царь птиц Гаруда.

Валькирии.
В скандинавской мифологии двенадцать дев-воительниц, спутниц и помощниц бога Одина. Они следят за ходом сражений, выбирая по указаниям Одина, кто из воинов должен погибнуть, и забирают павших в чудесный чертог Валгалла, где те и после смерти продолжают сражаться. А в промежутках между сражениями воины пьют мед, валькирии же услаждают их слух музыкой и песнями. У валькирий ослепительно яркие голубые глаза и длинные светлые волосы, одеты они обычно в доспехи, на головах у них - рогатые шлемы, в руках - мечи и копья.

Васу.
В древнеиндийской мифологии группа божеств, связанных с землей. Васу насчитывается восемь. Вместе с рудрами, которых одиннадцать, двенадцатью адитьями, а также двумя верховными божествами, они образуют древнеиндийский пантеон. Как сказано в «Махабхарате», васу, «вследствие проклятия Васиштхи и повеления Индры, родились от Ганги... Младший из них был Бхишма... рассудительный и красноречивый, знаток Вед, сокрушитель полчищ врагов». По легенде, из-за проклятия мудреца Васиштхи васу родились на земле как сыновья царя Шантану от богини Ганги, которая впоследствии утопила всех, за исключением Бхишмы.

Ватики.
В древнеиндийской мифологии божественные воздушные существа, родственные сиддхам и чаранам.

Видьядеви.
В джайнской мифологии богини магических познаний.

Видьядхара.
В джайнской мифологии общее название божеств и людей, обладающих магическими знаниями.

Вишведева (вишва).
В древнеиндийской мифологии особый вид объединения божеств. К вишведева обычно обращаются при жертвоприношениях. Иногда этим словом обозначаются более малочисленные группы божеств - к примеру, маруты.

Вйантара (ванамантара).
В джайнской мифологии божества подземного мира, обитающие между верхним слоем нижнего мира (Ратнапрабха) и срединным миром. Кроме того, их можно встретить в рощах срединного мира и на островах Антарадвипа (эти острова находятся в океане Лаванода, который окружает Джамбудвипу - континент в центре срединного мира). Вйантара делятся на десять колен; по некоторым источникам, к ним относятся пишачи, бхуты, якши, ракшасы, киннары и гандхарвы. Живут вйантара в дворцах, самый большой из которых равен размерами Джамбудвипе.

Власти.
В христианских мифологических представлениях ангельские существа. Согласно Евангелиям, власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них, входят еще господства и силы.

Восемь бессмертных (ва сянь).
В китайской мифологии обожествленные предки, которые считаются покровителями различных умений и ремесел: Хань Чжунли - покровитель врачей, Люй Дунбинь - покровитель воинов, Чжан Голао - покровитель литераторов, Цао Гоцзю - покровитель актеров, Те Гуайли - покровитель магов, Лань Цайхэ - покровитель музыкантов, Хань Сянцзы - покровитель цветоводов, Хэ Сяньгу - покровительница домашнего уюта.
Известны многочисленные предания о восьми бессмертных - об их путешествии за море, о посещении ими богини Си-ванму и пр.: эти легенды были обработаны У Юньтаем в романе «Путешествие восьми бессмертных на Восток».

Вэнь-шэнь.
В китайской мифологии пять духов, соответствующие пяти сторонам света (восток, запад, север, юг, центр) и несущие людям «пять поветрий», то есть мор и эпидемии. К ним обращались с мольбами отвратить болезни.
В даосских текстах этих духов называют «великими государями приказа эпидемий».

Гана.
В древнеиндийской мифологии замкнутая группа божеств. В гану богов входили девять групп - адитьи, вишвы, васу, тушиты, абхасвары, анилы, махараджики, сакхьи и рудры. Правил ганой богов слоноголовый Ганеша, бог мудрости, сын Шивы и Парвати.

Гандхарвы.
древнеиндийской мифологии полубоги, мужья небесных танцовщиц апсар. В «Атхарваведе» говорится, что гандхарвов несколько тысяч, что это злобные духи воздуха, лесов и вод. Человеку, который увидит в воздухе призрачный «город гандхарвов», грозит гибель. Вместе с тем гандхарвы - певцы и музыканты, услаждающие слух богов на праздниках и пиршествах.
В индийском фольклоре и праве существует выражение «брак по способу гандхарвов» - это один из восьми видов брака. Это свободный брак, основанный на взаимной любви, но заключенный без ведома родных и без соблюдения обрядов.

Гении.
В римской мифологии изначально божества - прародители рода. Впоследствии гениями стали называть богов мужской силы. Каждый мужчина имел своего гения. Вместе с младенцем мужского пола рождался его гений (или два - добрый и злой), руководивший поступками человека на протяжении всей жизни. Гениев имели не только люди, но и города и отдельные местности. Появлялись гении обычно в обличье змей. С гениями во многом схожи греческие даймоны.

Гении кукуллати.
У континентальных кельтов божества-хранители, которых изображали на посвященных им алтарях в плащах с капюшонами (отсюда и наименование: лат. Cucullus - колпак, капюшон). В Британии эти божества, как правило, изображаются на алтарях втроем, тогда как на континенте они обычно присутствуют на изображениях в единственном числе. В руках гении держат птичьи яйца, кошельки или свитки с письменами, иногда из-под распахнутых плащей (и даже из-под капюшонов) торчат фаллосы. Все эти атрибуты свидетельствуют о связи божеств с плодородием. На алтаре из Уайкомба три гения преподносят дары богине-матери, на алтаре из Чиренчестера гении сопровождают богиню-мать с обнаженными мечами, как бы защищая ее от бесплодия и болезней.

Герой.
Универсальный образ, человек, осуществляющий деяния, которые не под силу другим. Чаще всего герой-архетип персонифицируется в легендарных воинах (характерная черта героя - ратная доблесть), полководцах и правителях; примером здесь могут служить германский Зигфрид, французский Роланд, Александр Македонский или Чингисхан.
В мифе герой участвует в творении мира (непосредственно - вместе с божествами или опосредованно, через упорядочивание мира, победу над хаосом и привнесение порядка, установление правил жизни социума).

Горы (оры).
В греческой мифологии богини времен года - Эвномия («благозаконие»), Дике («справедливость») и Эйрена («мир»). Горы - сестры мойр и харит. Они упорядочивают че ловеческую жизнь. По Гомеру, горы стерегут облачные врата Олимпа.

Господства.
В христианских мифологических представлениях четвертый из девяти ангельских чинов, вместе с силами и властями образующий вторую триаду.

Грации.
В римской мифологии божества, соответствующие греческим харитам.

Гурии.
В мусульманской мифологии райские девы, вместе с праведниками населяющие рай (джанна). Они лишены как телесных, так и духовных недостатков. Гурии достаются в жены праведникам - но не вечно, а на срок, зависящий от числа совершенных праведниками на земле благочестивых поступков, причем всегда остаются девственницами. В некоторых преданиях утверждается, что гурии - существа из шафрана, мускуса, амбры и камфары. Они почти прозрачны и живут в роскошных дворцах. На груди у каждой гурии написано два имени - Аллаха и ее супруга.

Гухьяки.
древнеиндийской мифологии полубоги, вместе с якшами и киннарами составляющие свиту Куберы, бога богатства. Гухьяки живут в горах, охраняя скрытые там сокровища.

Даймоны (даймонии).
В греческой традиции духи-хранители, незримо сопровождающие людей на протяжении всей жизни. Даймонов иначе именовали «богами мгновения», поскольку их вмешательство в человеческую жизнь всегда было спонтанным и молниеносным. По Гомеру, даймон направляет человека на путь, ведущий к каким-либо событиям, вызывает неожиданно ту или иную мысль. Эсхил говорит, что вся жизнь человека подчинена влиянию даймона. Пиндар выделяет даймонов рождения, благодетельных и злых даймонов.
Наиболее известен, пожалуй, даймон Сократа. Последний часто рассказывал, что поступает так, как велит ему даймон, - и на основании этих слов был обвинен в пренебрежении «истинными богами».

Дактили.
В греческой мифологии демонические существа, спутники богини Реи-Кибелы. Именно дактили открыли способ обработки железной руды, а также учредили, по мнению Павсания, Олимпийские игры в Элиде.
Дактилей нередко отождествляют с куретами, корибантами и тельхинами.

Далха.
В тибетской мифологии божества, покровительствующие людям. Далха бывают как родовые, так и личные, как хранители дома, так и стражи воинской удачи, как мужские, так и женские. Перед тем как появились девять далха, был сотворен мир и невесть откуда взялись мешки с чудесным оружием.

Дева.
В древнеиндийской мифологии божества, которых насчитывается тридцать три (впрочем, в различных текстах упоминаются и 333 бога, и 3306, и 3339). Дева делятся на три группы - божеств небесных (Варуна, Вишну, адитьи), воздушных (Индра, Рудра, маруты) и земных (Агни, Сома). Боги враждуют с демонами-асурами, наделенными колдовской силой - майя (поскольку богов еще иначе называют «сурами», слово «асуры» можно толковать как «не-боги»).
У джайнов дева и асуры - две группы божеств, равноправных, а не противопоставленных друг другу, как в индоиранской традиции. Более того, асуры считаются одним из разрядов дева. Всего божественных «классов» насчитывается пять - асуры, бхаванавасины, вайманика, вйантара и джйотишка. Каждый класс делится на роды, в которых имеются правители (индры), аристократы (саманика), высшие чиновники (трайястримша), придворные (паришадйя), охрана (атмаракша), торговцы и ремесленники (пракирнака), слуги (абхийогйя) и чернь (килбишика).

Девапутра.
В буддийской мифологии группа низших божеств, помощников верховных богов буддийского пантеона, таких как Шакра или Яма. Впоследствии словом «девапутра» начали называть правителей и великих наставников.

Девата.
В древнеиндийской мифологии общее название существ божественной природы. Впрочем, чаще всего этим словом обозначали низших божеств: известны, к примеру, грамадевата - деревенские божества, оберегающие поселение от неурожая, засухи, порчи и других бедствий. Поклонение грамадевата тесно связано с поклонением Матри, то есть с культом Великой Матери.

Девять ангельских чинов.
В христианской мифологической традиции иерархия ангельских существ, разработанная Псевдо-Дионисием Ареопагитом (V или начало VI в.). Девять ангельских чинов разбиты на три триады, каждая из которых имеет какую-либо особенность. Первая триада - серафимы, херувимы и престолы - характеризуется непосредственной близостью к Богу; вторая - силы, господства и власти - подчеркивает божественную основу мироздания и мировладычества; третья - начала, архангелы и собственно ангелы - характеризуется непосредственной близостью к человеку.
Псевдо-Дионисий суммировал то, что было накоплено до него. Серафимы, херувимы, силы и ангелы упоминаются уже в Ветхом Завете; в Новом Завете появляются господства, начала, престолы, власти и архангелы. По классификации Григория Богослова (IV в.) ангельская иерархия состоит из ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, сил, сияний, восхождений и разумений.
По своему положению в иерархии чины располагаются следующим образом:
         серафимы - первый;
         херувимы - второй;
         престолы - третий;
         господства - четвертый;
         силы - пятый;
         власти - шестой;
         начала - седьмой;
         архангелы - восьмой;
         ангелы - девятый.

Деды (диды, дзяды).
У восточных и западных славян духи предков. К дедам причисляют всех умерших, вне зависимости от их пола и возраста (впрочем, в Белоруссии известно разделение на дедов и баб. Праздник «поминовение дедов» обычно справляется в доме, куда души умерших в определенные дни года приходят погостить. Считается, что если обряд поминовения справлен ненадлежащим образом (на столе есть нож или любой другой режущий и колющий предмет, дверь в дом закрыта, поминающие шумят и веселятся, хозяин дома забыл «проводить» дедов и т. д.), деды будут мстить своим живым родственникам.

Дейве.
В мифологии литовцев богини-покровительницы, прекрасные девы с длинными золотистыми волосами. Они - искусницы и рукодельницы и прекрасно справляются со всякой женской работой, при этом карая тех смертных, которые осмеливаются браться за такую работу по четвергам (в день бога-громовника, с которым дейве связаны).
В христианских литовских источниках упоминается святая Дейве - богиня дождей.

Дема.
D мифологии австралийских аборигенов существа, в облике которых совмещаются черты людей, животных и птиц. Дема считаются тотемными предками людей. Они создали растения и животный мир, а также все предметы культуры - то есть являются не только первопредками, но и культурными героями. Несмотря на то что дема являются тотемами, они нередко враждуют с людьми.

Дживы.
В джайнской мифологии вечные души, противопоставленные адживам - неодушевленному началу. Число джив бесконечно. Сливаясь с кармической материей, дживы обретают тело и рождаются как живые существа. Дживами наделены не только люди, животные и растения, но даже элементарные крупицы материи.

Джйотишка.
В джайнской мифологии божества светил, обитающие между землей и верхним миром - Урдхвалокой. В род джйотишка входят боги солнца, луны, планет, созвездий - «лунных домов» - и звезд. Все небесные тела движутся вокруг горы Меру на драгоценных колесницах, влекомых тысячами божеств. На востоке эти божества имеют облик львов, на западе выглядят как быки, на севере становятся лошадьми, а на юге превращаются в слонов.

Диоскуры.
В греческой мифологии близнецы Кастор и Полидевк, сыновья Зевса и Леды, братья Елены и Клитемнестры. По Аполлодору, Полидевк и Елена - от Зевса, Кастор и Клитемнестра - от спартанского царя Тиндарея (поэтому Полидевк считался бессмертным, а Кастор - смертным).
Диоскуры принимали участие в нескольких героических предприятиях: они участвовали в походе аргонавтов и в калидонской охоте. По мифу, Диоскуры соперничали со своими ближайшими родичами Афаретидами из-за дележа стада быков; в поединке Кастор пал от руки Идаса, в то время как Полидевк убил Линкея; Зевс же поразил перуном убийцу сына. У Гомера в «Илиаде» бессмертный Полидевк был взят Зевсом на Олимп, но из любви к брату уделил ему часть своего бессмертия, они оба попеременно в виде утренней и вечерней звезды в созвездии Близнецов являются на небе.
В Спарте Диоскуров почитали в виде архаических фетишей - двух крепко соединенных друг с другом бревен.
В римской мифологии Диоскуры носят имена Кастор и Поллукс.

Дисы.
В германо-скандинавской мифологии низшие божества, помощницы при родах. В отдельных текстах словом «дисы» обозначаются норны и валькирии как женские «малые» божества.

Докшиты (дагшед).
В тибетской мифологии гневные божества из числа идамов. Обычно их изображают разъяренными человеческими слабостями и невежеством, за которое эти боги сурово карают.

Дрегпа.
В тибетской мифологии общее название божеств, чья природа двойственна - то есть они и доброжелательны, и враждебны людям. Дрегпа бывают чужие (в основном из индийского пантеона, от Индры до Гаруды), домашние (духи предков, покровители ремесел), секретные (карающие за различные провинности), высокие (планетарные боги), магические (близкие к гениям-хранителям) и дрегпа видимого мира. К дрегпа относятся также и низшие божества и демоны - бал, лха, тхеуранг.

Дхармапала.
В буддийской мифологии божества, которые защищают буддийское учение в целом и каждого буддиста в отдельности. По тибетским канонам, этих богов восемь; но в других местностях их число отличается в большую или меньшую стороны.

Игиги.
В аккадской мифологии небесные божества. Игиги отчасти противопоставляются ануннакам - богам подземным и земным. Известны семь великих игигов (которые также могут называться ануннаками): Ану, Энлиль, Эйя, Син, Шамаш, Иштар и Мардук.

Идамы.
В буддийской мифологии божества-хранители. Идамом может оказаться едва ли не любой из богов пантеона. Созерцание идама способствует достижению просветления. Идамы делятся на мирных, полугневных и гневных, а также на мужских и женских.

Инван.
В корейской мифологии доброжелательные божества, хранители буддийской веры. Изображения инванов помещают у входов в храмы.

Индигеты.
В римской мифологии божества-хранители отдельных городов. Также боги, которых призывают и к которым обращаются с мольбами.
Кроме того, индигетами считались герои, почитавшиеся в той или иной местности. К примеру, Тит Ливий сообщает, что Энея именовали Юпитером Индигетом (или Родоначальником).

Инуа.
В мифах эскимосов дух-хранитель скал, озер, направлений ветра, а также человека и животных. Обычно появляется в облике крохотного уродца или в виде того предмета или животного, хранителем которого является.

Ирвольсонсин.
В корейской мифологии собирательное название небесных божеств. Эти божества - Хэсун (бог солнца), Тальсун (бог луны) и Пельсун (бог звезд) - спасают людей от наводнений и засухи.

Исигами.
В японской мифологии божества камня. Круглые камни считались вместилищем души, а камни неправильной формы, равно как каменные копья и ножи - воплощением бога.

Йеи.
В мифах индейцев Северной Америки (навахо) божества, которых насчитывается четырнадцать видов. Облик йеи одновременно ужасен и прекрасен. К числу йеи относятся не только высшие божества и боги-воины, но и духи животных, в первую очередь медведей и змей, а также духи птиц и растений.

Ка.
В египетской мифологии один из элементов человеческого естества. Ка олицетворяет жизненную силу богов и царей; зачастую те и другие имели несколько ка. Впоследствии стали считать, что ка есть у каждого человека. Оно рождается вместе с человеком и не покидает его даже после смерти. Ка умершего могло покидать гробницу и странствовать по загробному миру. Обычно ка изображали в виде человека, на голове которого - поднятые руки, согнутые в локтях.

Кабиры.
В греческой мифологии божественные существа, дети бога Гефеста и нимфы. От отца они унаследовали божественную мудрость. Кабиры присутствовали при рождении Зевса, а впоследствии входили в свиту Великой Матери.

Калоу.
В мифах полинезийцев (Фиджи) общее название духов. Можно выделить калоу-ву - или духов-предков; калоу-рере - лесных духов и т. д. Последние боятся света, стараются не попадаться на глаза людям, но если те покусятся на дерево, находящееся под защитой калоу-рере, им несдобровать. Также считалось, что калоу-рере хранят целомудрие и опасаются брака.

Камадогами.
В японской мифологии божества домашнего очага. Камадогами - потомки Оо-тоси-но, Бога Великой Жатвы (или Бога Великого Года). Они следят за порядком и благополучием семьи, прежде всего молодой.

Качина.
В мифах индейцев Северной Америки (пуэбло) духи предков, связанные с плодородием. Считается, что в качина превратились дети, вырвавшиеся из рук матерей во время переправы через реку. Качина покровительствуют не только людям, но и всему остальному - растениям, животным, небесным светилам, различным предметам. У каждого духа своя раскраска и особые атрибуты - у одного, к примеру, лук и стрелы, у другого еловая ветвь и колокольчик. Они появляются над полями дважды в году в ответ на молитвы и жертвоприношения.

Килбиши.
В джайнской мифологии самые низкие по рангу божества, если можно так выразиться, божественные парии.

Киннары.
В древнеиндийской мифологии полубоги, люди с конскими головами, либо птицы с головами людей. Согласно преданию, киннары появились на свет из стопы Брахмы. Они принадлежат к свите бога Куберы и являются, подобно гандхарвам, небесными певцами и музыкантами. Иногда киннаров отождествляют с кимпурушами.

Корибанты.
В греческой мифологии спутники Великой Матери. Аполлодор сообщает, что корибанты - дети Аполлона и музы Талии. Страбон же замечает, что по одним источникам «корибанты были некими демонами - детьми Афины и Гелиоса. Согласно другим, корибанты - дети Кроноса; наконец, еще некоторые писатели считают их сыновьями Зевса и Каллиопы и утверждают их тождество с кабирами».

Купидоны.
В европейской средневековой литературной, изобразительной и архитектурной традиции пухлощекие младенцы с натянутыми луками в руках. Подобно греческому богу любви Эроту, а также римским Амуру и Купидону, от которого унаследовали свое имя, поражали людей стрелами любви.

Куреты.
В греческой мифологии демонические существа, входившие в свиту Великой Матери и заглушавшие бряцанием оружия и криками плач младенца Зевса, чтобы не услышал кровожадный Кронос. Куреты - дети матери-земли Геи, или же Афины и Гелиоса. Они учили людей приручать животных, строить дома и т. д.

Ла.
В тибетской мифологии душа живого существа. Подобно трем элементам естества у египтян, душа тибетца состоит из трех частей - ла, или жизненной силы, цхе, или силы продолжения рода, и сог, или дыхания жизни. Ла меняет свое местоположение: в начале и конце каждого месяца она находится в левой пятке мужчин и правой пятке женщин, а в полнолуние перемещается к темени. После смерти человека ла покидает тело.
У человека и у народа в целом может быть несколько ла, которые пребывают в деревьях, камнях, животных, предметах обихода и т. д.

Ламассу.
В шумеро-аккадской мифологии духи-хранители. Каждый человек имеет своего ламассу и своего шеду; впрочем, по некоторым текстам, у женщин есть только ламассу. Шеду олицетворял жизненные силы человека, тогда как ламассу - его индивидуальность. Возможно, первоначально ламассу была духом плаценты.

Лары.
В римской мифологии божества-покровители семей, общин и принадлежащих им земель. К ларам, которых связывали с культом предков, обращались за помощью. Считалось, что они строго блюдут традиции и обычаи; рабы искали у домашних ларов защиты от жестоких хозяев. Как правило, лары изображались в виде двух юношей в собачьих шкурах и с собакой у ног (шкуры и собака символизировали неусыпную бдительность ларов).
Изображения ларов ставились на очаге; иногда их помещали в нише поблизости, откуда вынимали в дни праздников и совершали им жертвоприношения и возлияния.

Лешья.
В джайнской мифологии аура всякого живого существа, замечаемая лишь теми, кто достиг определенной ступени духовного развития. У лешьи имеются вкус, цвет и запах; цвет указывает на нравственные качества владельца лешьи. Существует шесть основных цветов: черный, синий, серый, оранжевый, розовый и белый. Чем выше поднялся человек по лестнице духовного развития (чем совершеннее джива), тем светлее его лешья.

Лоа.
В гаитянском культе вуду общее название духов. Эти духи тесно связаны с африканскими богами и олицетворяют явления природы - такие как огонь, воду, ветер; также лоа - призраки, души мертвецов и предков. Они делятся на две большие группы: рада - духов доброжелательных и готовых помочь и петро - духов злобных и опасных для человека.
Лоа проявляют свою волю с помощью особых ритуалов. Эти ритуалы отличаются тем, что их участники постепенно впадают в транс, в котором ими и овладевают лоа. Овладение происходит следующим образом: дух на время вытесняет астральное тело конкретного человека и занимает тело физическое. Про такого человека говорят, что его оседлали лоа; он всецело подчиняется своему «седоку».

Локантики.
В джайнской мифологии божества Брахмалоки (седьмого неба, или верхнего рая). Их имя переводится как «на-рубеже-мира» и означает то, что в следующем воплощении локантики станут людьми и достигнут освобождения. Локантики делятся на восемь колен: Сарасвата, Адитья, Вахни, Аруна, Гардатойя, Тушита, Авйябадха и Аришта. Эти божества не ведают чувственных наслаждений и непрерывно медитируют.

Локапалы.
В индуистской мифологии божества - стражи стран света. Первоначально локапал было четверо, впоследствии их число увеличилось до восьми. У каждого локапалы свой слон (диггаджи); эти слоны также именуются локапалами и поддерживают с восьми сторон землю. Локапалы были поставлены охранять стороны света Брахмой, после того как был повержен царь демонов Нахуша. Локапала Индра охраняет восток, Яма - юг, Варуна - запад, Кубера - север, Сома - северо-восток, Сурья - юго-восток, Агни - юго-запад, Ваю - северо-запад.
В буддийской мифологии локапалы - четверо хранителей сторон света, а также местные божества - хранители рек, озер, отдельных местностей.

Ло-шэнь.
В китайской мифологии духи-целители. Их также называют яньмусы («хозяева глаз») и минму-хоу («князья, просветляющие глаза»); эти имена связаны с тем, что ло-шэнь отвечают за здоровье глаз.
Существует предание, что некий цензор был сослан из столицы в провинцию и там столкнулся с пятью братьями Ло, которые творили бесчинства. Однако братья вдруг раскаялись и покончили жизнь самоубийством. Со временем цензора помиловали и разрешили вернуться, и тут у него на глазу появилась катаракта. Ночью ему приснились пятеро братьев Ло, а наутро он почувствовал, что зрение восстановилось. Цензор впоследствии построил храм, куда приходили просить исцеления все, кто страдал заболеваниями глаз.

Лу.
(монг.) - дракон, владыка водной стихии и громовержец. Считается, что гром возникает, когда Л. ревет или скрежещет зубами, а молния - когда он быстро свивает и развивает свой хвост. Л. причисляется к небесным богам (тенгри). Кроме него есть еще лусы (духи - хозяева водоемов, а также гор, урочищ и др.). По преданию, первый из них вылупился из змеиного яйца в виде Л., но не захотел им оставаться и был сделан богами управляющим всеми водами на земле, произведя на свет множество лусов, заселивших все реки, озера, колодцы, ручьи и другие водоемы. По другим мифам, Л. - только ездовое животное громовержца, который ездит на нем летом, а зимой отдает его на хранение лусам. Лусы бывают женского и мужского пола, они, подобно людям, родятся, женятся, стареют и умирают.

Лха.
В тибетской мифологии божества неба, а также божества гор. Они возникли из первородного яйца. Благодаря лха человек может жить в мире, не опасаясь того, что мир его уничтожит. Каждого человека от рождения до смерти сопровождают пять лха.

Теги: божества, духи-хранители, аватар