«Панк – это музыкальная свобода. Это означает говорить, делать и играть именно то, что ты хочешь. В энциклопедическом смысле, «нирвана» означает освобождение от боли,страданий и внешнего мира, и это почти совпадает с моим представлением о панк-роке». Курт Кобейн.
Я сильно рискую, цитируя самоубийцу. С другой стороны, в таком случае невозможно цитировать Сенеку, Маяковского и массу других прекрасных людей. А мы не хотим отказывать себе в такой возможности, поэтому таки сошлемся на Курта – уж кто-кто, а он в панке понимал как никто другой!
Что такое панк в широкой трактовке? Это делать то, что до тебя никто не делал. Осмелиться сделать это, сделать это явным, и получить от этого удовольствие – даже если это шокирует окружающих. Таким образом, панк в определенном смысле – это вообще каждый, кто говорит свое слово, кто рождает новое видение. В музыке такими были и Моцарт и Бетховен и Прокофьев, в живописи – и Ван Гог, и Малевич, в науке и литературе – вообще куча народу, части из которых пришлось ради свободы самовыражения навсегда исчезнуть на костре или в лагерях. Да уж, искренне занимались своим делом люди!
Также искренне, как например, творят малыши в средней группе детсада, высунув язык при рисовании очередного карандашного шедевра – те еще панки, которым совершенно все равно, «как правильно» рисовать тетенек или домики. Они рисуют так, как рисует их душа. И получается здорово.
Другое дело, что можно быть панком ради "панковства", и стать таким же заложником протеста, как иной – заложник дресс-кода и белой зарплаты.
Поэтому здесь уместно вспомнить Ошо, который здорово отделил «мух» осознанной свободы от «котлет» протеста ради протеста в двух работах: «Свобода: смелость быть собой» и «Зрелость: ответственность быть собой». Там он разложил по полкам следующее:
* Большинство людей – верблюды. Это те, кто тупо воспроизводят норму и ожидания (семейные, культурные, зарплатные). Тащат себе тюки конформизма и обыденности, делают все «потому что так надо, так правильно, так положено». Они становятся и добропорядочными обывателями, и офисным планктоном, и исполнителями антигуманных приказов (ведь они - исполнители).
* Следующая стадия – это львы. Они рычат. Они протестуют. Скандалят, конфликтуют, совершают революции. В человеческой жизни каждый так или иначе проживает стадию льва – это подростковый период. Эта форма конфликта зачастую романтична и в основе имеет светлые идеалы, но редко приносит реальную пользу или добивается настоящих изменений – очень уж она склонна получать удовольствие от процесса рычания больше, чем от результата (здесь – пламенные революционеры, "блаблабла"- оппозиционеры и прочие профессиональные конфликтеры типа-то бабушки в очереди)
* И совсем следующая стадия – это будды. Их, как вы понимаете, меньшинство. Они просто не участвуют в том, в чем не считают нужным участвовать. Они просто тихо делают свое дело, даже если оно очень революционное. И привлекают внимание общественности лишь для прямой передачи своего учения, да и то не очень навязчивым образом. Они не против существующего. Они над ним. Даже если в ходе реализации своего «над» они оказываются на сцене в роли фронтмена панк-группы, в основе этого другая позиция – «я делаю так, потому что я это так вижу, а не потому что вы такие плохие». Как показывает практика, именно такое отношение действительно способно как создавать новое, так и воспроизводить его в долгосрочной перспективе. И все это – наиболее экологичным способом (хотя да, никто не говорит что будет легко, и некоторым приходилось дорого платить за свою смелость самовыражения).
Так что «панк», протест, сопротивление, несогласие – это лишь форма. Важно при этом то, что в основе, что в содержании. Поэтому если в вас зреет какое-то абсолютно новое видение (отношений с вашей девушкой, или текущего проекта вашего отдела, или рецепта запеченного судака, или обоев в комнате),желаю вам осознать, в какой внутренней позиции вы находитесь – верблюда, льва или будды?