Малаика.
В мусульманской мифологии ангелы.

Маниту.
В мифах индейцев Северной Америки (алгонкины) сверхъестественные существа, духи-хранители, опекающие племена. Считалось, что Маниту - первопредки нынешних поколений. Индейцы считали, что Маниту находятся везде, поэтому свои мольбы к ним обращали, адресуясь к животным и растениям, к воде и небесам. Маниту отвечали за благополучие племени. Ни в коем случае нельзя было убивать тотемное животное - чаще всего орла или змею, иначе Маниту мог разгневаться.

Ману.
В индийской мифологии прародители людей. Их насчитывается четырнадцать - семь бывших и семь будущих; каждый из Ману соответствует конкретной эпохе в истории человечества. От каждого из них ведет свое начало человечество в соответствующий мировой период - манавантару. Первым из четырнадцати считается Ману Сваямбхува, сын бога Брахмы и автор «Законов Ману».

Маны.
В римской мифологии божества загробного мира; также - обожествленные души предков и хранители гробниц. В отличие от лемуров, манов считали добрыми богами, однако с ними была связана богиня Мания, насылавшая безумие, поэтому их слегка опасались.

Маруты.
В древнеиндийской мифологии божественные братья - божества ветра, бури, грома и молнии, ведущие свой род от бога Рудры. Точное число марутов неизвестно: упоминается, что их трижды семь, и трижды шестьдесят, и всего лишь семеро.
Обычно маруты сопровождают бога Индру, но порой вступают с ним в во вражду. Так, в «Ригведе» присутствует сюжет об обиде марутов на Индру, который присвоил посвященную им жертву. Едва не началась битва, лишь вмешательство мудреца Агастьи привело к примирению.

Масанг.
В тибетской мифологии духи-предки и одновременно горные божества. Их семь или девять братьев. Они принимают то людской, то полузвериный облик. Кроме того, в фольклоре масанг в единственном числе - сын коровы и человека, быкоголовый воин.

Матри.
В индуистской мифологии божественные матери. Они олицетворяют одновременно как творческие, так и губительные силы природы. Число Матри колеблется от семи до шестнадцати; все они - женские ипостаси великих богов: у Брахмы - Брахмани, у Вишну - Вайшнави, у Шивы - Махешвари, у Индры - Индрани и т. д.

Матрона.
В пантеонах островных и континентальных кельтов богиня-мать, поклонение которой зафиксировано по всей территории расселения кельтских племен. На алтарях и табличках эта богиня изображалась как в единственном числе, так и триединой (например, алтари из окрестностей Бонна). У каждого племени богиня называлась своим именем, однако в тождестве ее многочисленных «ипостасей» сомневаться не приходится. Это - богиня-мать, Великая Мать античности, Белая Богиня Р. Грейвса.

Мать-Сыра земля.
В славянской традиции обожествленная земля как плодородящая, творческая сила. Почитание земли существовало издревле, на протяжении многих веков, и сохранилось даже после принятия христианства. Более того, с укреплением православия на Руси в народном сознании культ Матери-Сырой земли стал соотноситься с почитанием Богородицы и оказал на него значительное влияние. По замечанию Е. Л. Мадлевской, «среди православных крестьян широко было распространено представление о том, что у человека есть три матери: первая - Пресвятая Богородица, которая родила Спаса всего мира, вторая мать - Земля, от которой все созданы и в которую все вернутся после смерти, и третья мать - та, что в утробе носила и родила. Поэтому в народной среде сформировалось резко отрицательное отношение к матерной ругани, которая считалась оскорблением как женщины, так и Земли и Богоматери. До сих пор в народной традиции существует представление о том, что при матерной брани Божья Мать падает и бьется об землю».
Земля - всеобщий источник жизни, мать всего живого; эпитет «сыра» связывает землю с водой как оплодотворяющей влагой. Матери-земле приносили обеты и клятвы, совершали ей обряд покаяния: «Преклоню ухо к матери-земле, Бог меня услышит и простит». Земля чиста, ее материнское лоно отвергает грешников - колдунов, самоубийц и тех, кто был проклят своими родителями.
В поверьях русских крестьян земля считалась именинницей в Духов день (предание гласит, что именно в этот день Бог сотворил землю), в который запрещалось пахать и боронить, копать и рыть ямы, втыкать колья. В Вятской губернии бытовал обычай кормить землю: замужние женщины отправлялись в поле и устраивали в складчину трапезу, постелив скатерти прямо на земле. Часть блюд женщины с песнями разносили полю, а старшая из них «кормила земельку». В Духов день старались ходить по земле босиком, а также есть и пить, сидя на ней.

Me.
В шумерской мифологии божественные силы, управляющие мирозданием, свого рода мировые законы, обязательные к исполнению для богов и людей. Ме обладали боги, земли, города и храмы. «Господином всех ме» называли бога Энмешарру - божество подземного царства. Согласно мифу, он передал часть своего могущества (то есть ме) верховным божествам Ану и Энлилю. Известен миф о похищении ме у бога мудрости Энки богиней плодородия Инанной. В гимне «К Эредугу в Абзу помыслы обратила» перечисляются свыше сорока ме, обретенных Инанной, в том числе доблесть, сердечная радость, плотничество, медничество и другие ремесла, разумение, познавание, потомственность, «огня возгорание» и «огня угасание».

Мичибичи.
В мифах индейцев Северной Америки (оджибве) водяные божества, рогатые змеи или морские пантеры, враждебные человеку. Они живут на дне озер, от них зависит успех рыбной ловли. Чтобы задобрить мичибичи, им приносили в жертву собак, которых топили в озерах.

Мойры.
Богини судьбы. Дочери Зевса и Фемиды. Обычно упоминали трех мойр: Клото - пряла нить жизни, Лахесис - определяла жребий и самая грозная - Атропос - перерезала жизненную нить. В храме Зевса Олимпийского в Афинах над головой Зевса изображались мойры как символ того, что судьбы повиновались Зевсу.

Морской царь.
В русском фольклоре хозяин всех морей и океанов. Он владеет всеми водами, омывающими сушу. Его дети - реки и ручьи. Кроме того, он властвует над всеми рыбами и морскими животными. В сказках упоминаются принадлежащие Морскому царю два ключа: если испить воды из одного - станешь могучим богатырем, а помочить волосы из другого - волосы будут золотыми.
Широко известна былина о новгородском купце Садко, который попал в чертоги Морского царя на дне озера Ильмень (или, в другом варианте, на дне «синя моря»).

Музы.
В греческой мифологии девять дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемосины. Музы - богини поэзии, искусств и наук. Эрато - муза лирической поэзии, Каллиопа - поэзии эпической, Клио - муза истории, Мельпомена - трагедии, Полигимния - религиозной поэзии, Терпсихора - танца, Талия - комедии, Урания - астрономии, Эвтерпа - эротической поэзии. Как правило, музы сопровождают бога Аполлона, имеющего прозвище Мусагет, то есть «водитель муз».
Музы обитают на горе Олимп. Они не терпят соперничества. Так, они лишили зрения и отняли музыкальный дар у кифареда Тамириса, который осмелился вызвать их на состязание.
Среди потомства муз - корибанты и сирены, а также певцы Орфей и Лин.

Мура-мура.
У австралийских аборигенов духи предков, которые опекают нынешнее поколение в повседневной жизни. К ним обращаются с просьбами помочь на охоте, облегчить родовые муки, исцелить хворь. Чаще всего мура-мура просят вызвать дождь (аборигенам прекрасно известно, что засуха наступает по следующей причине - обиженный мура-мура ловит дождь в чашку на полпути между небом и землей). Чтобы умилостивить духов, нужно разместить на ветвях высокого дерева камешки, смоченные в крови шестерых юношей. Принимая в дар кровь, мура-мура отдают людям свою, которая проливается на землю дождем.

Мусуби.
В японской мифологии божества рождения и плодородия, способные наделять людей жизненной силой. Согласно мифам, именно благодаря мусуби появились на свет культурные растения и шелковичные черви.

Мэнь-шэнь.
В китайской мифологии духи-хранители ворот.

Наги.
В древнеиндийской мифологии чудесные существа, полубоги со змеиными телами и человеческими головами. Нагам принадлежит подземный мир - Патала; там находится их столица, там они хранят несметные сокровища. Они - великие чародеи, способные оживлять мертвецов и менять по желанию свой облик. Наги часто принимают человеческий образ и селятся среди людей; нагини нередко становятся женами царей и героев, ибо отличаются несказанной красотой. Среди правителей нагов особое место занимают тысячеглавый змей Шеша; Васуки, принимавший участие в пахтанье мирового океана; Такшака, из-за которого совершилось великое жертвоприношение змей.
В «Махабхарате» говорится, что наги получили бессмертие, отведав напитка богов - амриты, но поскольку им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы, их языки раздвоились.
В буддийской мифологии наги делятся на две группы - земных и водяных. Дыхание нагов ядовито, а взгляд убивает на месте. Они часто сходятся с людьми; потомство от таких союзов отличается изяществом и физической слабостью по причине «водяной природы», унаследованной от нагов.
С нагами постоянно сражается царь птиц Гаруда.
Нагуаль (науаль, нагваль).

Начала.
В христианской мифологии один из девяти ангельских чинов.
По классификации Псевдо-Дионисия, начала входят в состав третьей триады наряду с архангелами и собственно ангелами.

Нигода (нигойя).
В джайнской мифологии дживы, обитатели самой низкой ступени сансары (мирского бытия). Они настолько мелки, что их невозможно воспринять органами чувств. Тем не менее, нигод на свете столько, что они заполняют собой весь мир. В отличие от других джив, нигоды не способны к развитию, а потому обречены на вечное пребывание на своей ступени сансары; правда, если возникнет некий импульс, они все же могут перейти на следующую ступень. Существует также представление о нигодах как о проклятых душах, осужденных на вековечные муки.

Норны.
В скандинавской мифологии богини судьбы. Когда рождается младенец, они появляются у его колыбельки и бросают кости, определяя, кем ему суждено стать.

Огдоада.
В египетской мифологии восемь богов города Гермополя. Огдоаду составляли четыре пары божеств, из которых возник мир. Эти боги изображались с головами лягушек, а богини - с головами змей. В Огдоаду входили: Нун и Наунет (вода), Ху и Хаухет (пространство), Амон и Амаунет (сокрытое), Кук и Каукет (мрак). Впоследствии, когда Амон стал главным богом египетского пантеона, возник миф о появлении Огдоады в Фивах.

Олимпийские боги (Олимпийцы).
В греческой мифологии божества, победившие титанов. Вместе с гигантами и чудовищами волей верховного бога Олимпийцев Зевса титаны оказались в Тартаре - преисподней. Прозвище богов связано с местом их обитания - горой Олимп; на этой горе находятся чертоги богов, построенные божественным кузнецом Гефестом. Помимо Зевса с Гефестом, к Олимпийским богам относятся Гера, Деметра, Афина Паллада, Артемида, Гестия, Афродита, Аполлон и Посейдон; иногда к Олимпийцам также причисляют Диониса, Геракла, Гебу и некоторых других божеств.
При Олимпийских богах построил на Крите свой знаменитый лабиринт зодчий Дедал, отец Икара; совершал свои подвиги Геракл, впоследствии причисленный к пантеону бессмертных богов; скитался по свету Одиссей, спускался в преисподнюю за Эвридикой Орфей, отправились в поход за Золотым руном аргонавты.

Онгоны.
В шаманской мифологии монгольских народов умершие предки и их духи, тотемные предки, «воплощенные» в материальных предметах - статуэтках, изображениях и др., также называемых онгонами. Среди множества родовых, семейных, «цеховых» и прочих онгонов наиболее почитаемы онгоны великих шаманов.

Орисницы (наречницы, рожденицы).
В мифологии южных славян чудесные существа в женском обличье. На третий день после рождения ребенка они приходят в дом и предсказывают ребенку судьбу. Все события в жизни человека (а особенно - трагические) связаны с пророчеством орисниц. Изменить предначертанное орисницами невозможно. У каждого человека есть своя орисница, приходящая к нему в миг смерти.
Орисницы невидимы, их может услышать только мать ребенка или близкая родственница. Если кто-либо разгласит пророчество орисниц, его ожидает страшная кара - он окаменеет на месте, в лучшем случае - до конца дней останется немым.

Павахтуны.
В мифах индейцев Центральной Америки (майя) божества ветров. Павахтунов четверо, они связаны с четырьмя сторонами света. После христианизации населения их стали отождествлять со святыми Гавриилом, Домиником, Иаковом и Марией Магдалиной.

Палики.
В греческой мифологии демонические существа, близнецы, сыновья Зевса и музы Талии. По мифу, они наказывали клятвопреступников и помогали несправедливо обиженным.

Паньгуань.
В китайской мифологии духи-«секретари» главы зафобного мира Янь-вана, записывающие сведения в Книгу судеб.

Парки.
В римской мифологии богини судьбы. Авл Геллий говорит: «...Древние римляне... считали, что в соответствии с природой роды у женщин происходят не иначе, чем на девятом или десятом месяце, поэтому они трем Судьбам и дали имена от названия рождения, а также от девятого и десятого месяцев». Геллий указывает, что Парка - имя собственное и означает «рождение»; по другим источникам, парок звали Нона, Децима и Морта (то есть «смерть»). Иногда парок называли фатами.
Под греческим влиянием парки были отождествлены с греческими мойрами.

Пенаты.
В римской мифологии божества-хранители. Они охраняют дом и особенно запасы продовольствия. Иногда пенатов отождествляли с ларами. Кроме пенатов домашних и семейных, были пенаты «государственные», всего римского народа. Эти пенаты считались залогом непобедимости и вечности Рима.

Питары.
В древнеиндийской мифологии обожествленные предки. К питарам относятся ангирасы, атхарваны, бхригу, вайрупы, васиштхи, навагвы. Они населяют воздух, землю и небеса. Питары бессмертны; у них свой, особый мир (питрилока), противопоставленный миру богов (сваргалока). Абу Рейхан Бируни замечает, что «питары видят одну половину лунного месяца, а люди видят другую половину». Обитают питары в царстве бога смерти Ямы.

Пиэриды.
В греческой мифологии другое название муз. Павсаний сообщает, что это прозвище музы получили от имени некоего Пиера: «С течением времени... прибыл сюда... Пиер из Македонии, по имени которого в этой стране названа гора, установил число муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне... Но есть люди, которые говорят, что у самого Пиера было девять дочерей и что их имена были те же самые, как и у богинь, и те, которых эллины называли детьми муз, были внуками Пиера».

Престолы.
В христианской традиции один из девяти ангельских чинов. Это третий чин первой триады, куда он входит наряду с серафимами и херувимами.

Пришни.
В древнеиндийской мифологии чудесные карлики, мудрецы, которые олицетворяют лучи света.

Психопомп.
В античной традиции проводник душ в царстве мертвых. Как правило, это слово чаще всего употреблялось как эпиклеса (обозначение) бога Гермеса.

Рибху.
В древнеиндийской мифологии полубоги, связанные с плодородием и богатством. Они достигли божественности из-за своей приверженности к добрым делам. Рибху трое: Рибхукшан, Вибхван и Ваджа; они изготовили для Индры его колесницу. Рибху поддерживают небо. Вообще они считаются небесными ремесленниками, помощниками богов.

Риши.
В древнеиндийской мифологии семь божественных мудрецов, которые, по некоторым источникам, после смерти превратились в созвездие Большой Медведицы. Наряду с мифическими риши известны риши полулегендарные - они составляли отдельные части «Ригведы» - и реальные (аскеты, гуру и т. д.).

Рожаницы (роженицы).
В мифологии восточных славян богини судьбы. Они присутствуют при рождении и определяют судьбу младенца. Это прекрасные девы в белых одеждах. У рожаниц имеется при себе особая книга, где записаны грядущие события в жизни каждого человека. У всех людей есть собственные рожаницы, а над ними властвует бог Род.

Рождественские духи.
В мифологии и фольклоре европейских народов существа, которые появляются среди людей в Рождество и Новый год. Это Дед Мороз, Санта-Клаус, Рождественский Дед, фрау Холле и ее спутники - перхты, Бефана и т. д. Все они в канун праздников раздают подарки хорошим людям и наказывают тех, о ком идет дурная слава.

Рудры.
В древнеиндийской мифологии божества, связанные с богом ярости Рудрой. По разным источникам, их восемь, одиннадцать - или тридцать три. Иногда рудр отождествляют с марутами.

Рупавачара.
В буддийской мифологии божества, которые обитают в Рупадхату - мире, расположенном между «миром желания» (Камадхату) и «миром не имеющих формы» (Арупадхату); все эти миры относятся к Брахмалоке, то есть к высшим божественным сферам. Рупавачара не нуждаются ни в пище, ни в одежде (при рождении их окутывает некий покров, одновременно возникает и дом).

Сабдаг.
В тибетской мифологии местные божества, уродливые существа с телом человека и головой какого-либо зверя. Они, как правило, враждебны людям, насылают мор и чуму, но их можно умилостивить особыми обрядами. К сабдаг относятся лха.

Саджиксин.
В корейской мифологии покровители земли и злаков. Духи земли - куксадан, духи злаков зовутся кукчитан.

Садхьи.
В древнеиндийской мифологии полубоги, олицетворявшие собой религиозные обряды и молитвы. Согласно «Махабхарате» («Адипарва»), они появились на свет вместе с вишведева, адитьями, васу, пишачами, гухьяками, якшами и Ашвинами.

Семоны.
В римской мифологии божества посевов.

Семь богов счастья.
В японской мифологии группа благодетельных божеств, посылающих людям счастье и дарующих добродетели, способствующих долголетию и благополучию. Обычно эти божества изображаются плывущими на «корабле сокровищ».
Имена этих богов следующие - Эбису, Бисямон-тэн, Дайкоку-тэн, Хотэй, Дзюродзин, Фукуродзю, Бэнсай-тэн.

Серафимы.
В иудаистической и христианской мифологии ангелы, особо приближенные к Богу.
По классификации Псевдо-Дионисия, вместе с херувимами и престолами серафимы относятся к первой триаде.

Сибиджисин.
В корейской мифологии двенадцать духов «земных ветвей», повелевающие человеческими судьбами. Их изображения часто встречаются на стенах гробниц, что позволяет видеть в них даже духов-хранителей захоронений.

Сиддхи.
В древнеиндийской мифологии полубоги, обитающие в воздушном пространстве. Сиддхи отличаются чистотой и святостью. Они владеют следующими сверхъестественными свойствами:
          - становиться бесконечно малыми или большими;
          - становиться предельно легкими или тяжелыми;
          - мгновенно перемещаться в любую точку пространства;
          - достигать желаемого силой мысли;
          - подчинять своей воле предметы и время;
          - добиваться верховной власти.
В джайнской мифологии сиддхи - это дживы, достигшие освобождения. Сиддхи лишены каких бы то ни было качеств кроме всеправедности и всеведения. Они не могут вернуться в сансару.

Силы.
В христианской мифологии один из девяти ангельских чинов. Вместе с господствами и властями силы составляют вторую триаду.

Согин.
В корейской мифологии духи, охраняющие могилы. Согин делятся на тех, кто стережет могилы мирных людей, и тех, кто охраняет могилы ратников. Первые представлялись облаченными в ритуальные халаты, вторые - в доспехи.

Сонан (сонансин, сонхвасин).
В корейской мифологии духи-покровители местностей, обитающие в посвященных им алтарях на перекрестках дорог на горе или под священными деревьями. К этим духам обращались с просьбами о помощи в любом мало-мальски значимом деле и начинании.

Сотер.
В античной традиции эпитет богов-избавителей - Асклепия, Сераписа, Диоскуров, а также Зевса. В переводе с греческого Сотер означает «спаситель». Этим именем в Риме называли и иранского Митру.

Субхадева (шубхадева).
В буддийской мифологии божества, относящиеся к рупавачарам. Они подразделяются на «частично блаженных» (паритасубха), «полностью блаженных» (аппаманасубха) и «всеблаженных» (субхакинха). Первые живут 16 кальп, то есть «суток Брахмы», - 24 000 божественных лет или 864 000 000 человеческих; вторые - 32, а третьи - 64 кальпы.

Суденицы (суженицы, судицы, судички).
В славянской мифологии женские божества, определяющие судьбу человека (см. также РОЖАНИЦЫ). Это три бессмертные сестры, которые появляются, как правило, на третий день после рождения младенца, чтобы предречь ему жизненный удел. «Судят» они поочередно: сначала младшая, затем средняя, и последней - старшая, слово которой всегда оказывается решающим. Н. И. Толстой сообщает, что у сербов все обстояло несколько иначе: старшая предрекала смерть, средняя сулила физические недостатки, а младшая говорила, сколько младенец проживет и с чем столкнется в жизни; здесь определяющим оказывалось как раз слово младшей.

Таньган.
В китайской мифологии и фольклоре духи звезд, благотворно влияющих на человеческие судьбы.

Тарнек.
В мифологии эскимосов душа человека или животного. Это крошечное существо, как две капли воды похожее на своего «хозяина». Тарнек обычно погибает со смертью своего «владельца», иногда может остаться на месте смерти, а иногда переходит как бы по наследству к новорожденному тезке умершего.

Тенгри.
В мифологии народов Центральной Азии и тюркских племен небесные божества. Первоначально слово «тенгри», восходящее, предположительно, к языку хунну, означало безличное божественное начало, определяющее судьбы людей, народов и государств. Со временем сложились представления о тенгри как небесных божествах, среди которых выделяется верховный бог - монгольский Монхе-тенгри, Хан-тенгри шаманской мифологии, Эсеге Малан-тенгри бурят, Дзаячи-тенгри и др.
Существует представление о 33 тенгри во главе с богом Хормустой (здесь очевидно индийское влияние: ср. канонический индийский пантеон из 33 богов во главе с Индрой), а также о 12 и о 99 тенгри.
Согласно монгольской традиции, от тенгри ведут свой род знаменитые полководцы - Чингисхан, Хубилай и другие легендарные ханы.

Термины.
В римской мифологии божества границ и межей.

Титаны.
В греческой мифологии боги, предшественники муз, предки Олимпийцев. Они родились от матери-земли Геи и бога неба Урана; их шесть братьев - Океан, Кой, Крий, Гиперион, Иапет, Кронос (Крон); и шесть сестер - Тефида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея. По наущению Геи титаны, все кроме Океана, напали на Урана, и Кронос оскопил отца.

Тлалоки.
В мифах индейцев Центральной Америки (ацтеки) божества стихий - дождя, града, снега и т. д. Тлалоки властвовали над горными вершинами, реками и озерами. Это крохотные существа, иногда принимавшие облик лягушки или змеи. Впоследствии стали считать, что Тлалок - один и что это бог дождя и грома, которому подвластны все съедобные растения. У Тлалока человеческое тело, но глаза совы и клыки ягуара; кожа черная, а на голове - зубчатая корона.

Тримурти.
В индуистской мифологии божественная триада Брахмы, Вишну и Шивы, которые выступают, соответственно, как творец, хранитель и разрушитель мироздания. На скульптурных изображениях члены Тримурти или стоят рядом друг с другом, или их тела как бы вырастают одно из другого.

Тритоны.
В греческой мифологии морские жители, составляющие свиту бога Посейдона. Выводят свой род от морского бога Тритона, сына Посейдона и океаниды Амфитриты. Они обычно ведут себя очень шумно, непрерывно резвятся и дуют в раковины.

Туата Де Дананн (племена богини Дану).
У ирландских гэлов божества, рожденные богиней Дану (отсюда их прозвище - Племена богини Дану). Они в незапамятные времена сошли с небес на землю и принесли с собой многие умения и искусства. Они спустились наземь в Ирландии, победили Фир Болг и фоморов и стали править островом, но потом сами потерпели поражение от Сыновей Миля (см. Милезы) и скрылись под землей.

Туди-шэнь.
В китайской мифологии боги-покровители местности, охранители крестьян, оберегающие от невзгод и приносящие благополучие и удачу. После смерти человека туди делал пометку об этом в особой книге. Обычно туди изображали в виде старика в шляпе гражданского чиновника; эти изображения «наудачу» наклеивались на стены комнат.

Туреху.
В мифах полинезийцев (маори) духи предков, которые вредят людям, светлокожие и светловолосые существа; а также духи-повелители деревьев и трав.

У ди (у тай).
В китайской мифологии собирательное название «пяти государей», «пяти великих», то есть пяти небесных правителей или духов пяти стихий. В первом варианте у ди соответствуют пяти направлениям - четыре стороны света и центр; во втором варианте они олицетворяют собой пять стихий - воду, землю, огонь, дерево и металл.

Удзигами.
В японской мифологии божества-покровители рода, а также местные божества.

Фаахикехе.
В мифах полинезийцев (Тонга) общее название божеств и духов.

Фавны.
В римской мифологии божества полей, лесов и пастбищ. Фавны заботились о животных, но отличались буйным нравом и пристрастием к вину, из-за чего часто совокуплялись с животными и преследовали женщин. Еще они похищали детей и насылали кошмары и болезни. По различным мифам, фавнов было много - и один, в честь которого учредили особый праздник - луперкалии.

Фильги.
В фольклоре скандинавских народов духи-хранители. Куда бы ни пошел человек, фильги повсюду следует за ним (поэтому, кстати, считается невежливым и даже жестоким быстро закрывать за собой дверь - ведь так можно и придавить своего хранителя). Фильги невидимы, но о своем появлении сообщают громким стуком, распахиванием дверей и шарканьем ног. Видимыми они становятся лишь перед смертью своих хозяев (впрочем, разглядеть их может и человек, обладающий вторым, колдовским зрением). Окровавленный фильги сулит мучительную смерть.
Узнать, не фильги ли скрывается в обличье того или иного животного, можно очень просто: следует завернуть нож в салфетку, поднять над головой и произносить имена всех животных, какие придут на память. Как только упомянете животное, в котором сидит фильги, нож выпадет из салфетки.

Фраваши.
В иранской мифологии душа, которая существует до рождения человека и продолжает существовать после его смерти, а также женские духи-хранители.

Фрии (трии).
В греческой мифологии божества гадания, дочери Зевса, воспитательницы Аполлона. Они учредили гадания на камнях и обучили им Аполлона, который впоследствии выменял на этот навык и на сами камни свирель Гермеса.

Фурии.
В римской мифологии богини мести, карающие человека за грехи. Они полностью соответствуют греческим эринниям.

Хариты.
греческой мифологии вечно юные богини, дочери Зевса, олицетворяющие добро и радость. По Гесиоду, их имена - Аглая, Евфросина и Талия.
Р. Грейвс в «Мифах древней Греции» замечает: «Гомер упоминает двух харит - Пасифею и Кале. Две хариты - Ауксо и Гегемона - которых почитали афиняне, соответствовали двум временам года. Позднее харит стали почитать в виде триады, как и богинь судьбы, т. е. женскую триаду в ее самой непреклонной ипостаси».
В римской мифологии харитам соответствуют грации.

Харихара.
У индийцев божественный образ, объединяющий в себе черты Вишну (Хари) и Шивы (Хара). На изображениях Харихары одна (левая) половина тела - белая и обладает прочими признаками Шивы (спутанные волосы, змеи, шкура тигра), другая (правая) половина - темно-синяя или черная и также обладает прочими атрибутами Вишну (корона на голове, в руках - раковина и т. д.).

Херувимы.
В иудаистической и христианской мифологии ангелы-стражи. Херувим охраняет древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы.
Согласно классификации Псевдо-Дионисия, херувимы вместе с серафимами и престолами составляют первую триаду девяти ангельских чинов.

Хогуксин.
В корейской мифологии духи-защитники страны. По народным верованиям, в хогуксин превращались души умерших правителей, военачальников и мудрецов.

Хо-шэнь.
В китайской мифологии общее наименование божеств огня. Все эти божества служат в небесной управе Хо бу, возглавляет которую Ло Сюань - «государь звезды Огня», то есть планеты Марс.

Хунь.
В китайской мифологии душа, связанная с Ян и управляющая духом человека (в отличие от души по, связанной с Инь и управляющей телом). После смерти человека хунь возносится на небо, где начинает путь к будущим перерождениям. Считалось, что с помощью особых ритуалов можно заставить хунь предка покинуть загробный мир и подняться в небесный дворец Южной вершины, т. е. подарить предку бессмертие.

Цай-шэнь.
В китайской мифологии божества богатства, среди которых существовало «мирское» разделение на гражданских и военных. Согласно воззрениям даосов, на небе имеется управа богатства, в которой служат все цай-шэнь; возглавляют эту управу Чжаобао тяньцзюнь - «небесный государь, призывающий сокровища» - и Нацянь тяньцзюнь - «небесный государь, приносящий деньги».

Цари.
В русском фольклоре божественные персонажи, занимающие промежуточное положение между божествами и духами природы. Как правило, царей называют хозяевами леса, моря и т. д. Кроме того, цари правят и повелевают природными духами. В одном из русских заговоров приводится любопытная «иерархия» царей: «Есть царь лесной, есть царь водяной, а небесный царь - всем царям царь» (данный заговор - прекрасный образец двоеверия, свойственного русской мифологической культуре - К. К.). В традиции известны также царь дворовой, царь домовой, царь дорожный, царь земляной, царь ледяной, царь огненный (Царь Огонь), царь подземный, царь полевой и др.

Царь-девица.
В русском фольклоре героический персонаж, эпическая богатырша, образ которой, по всей вероятности, восходит к архаическим представлениям о хозяйке подземного мира: ср., например, упоминание в сказках о том, что дорогу к царству Царь-девицы стережет змей (хтоническое чудовище) или баба-яга, или великаны. Кроме того, в Царь-девице отчетливо проступают черты женского божества: в ее владениях живут только девушки (12 девиц; 33 девицы-богатырши, 24 красные девушки), само ее царство называется «девичьим», «новодевиченским».

Целань-шэнь.
В китайской мифологии духи-хранители монастырей и храмов, изображавшиеся обычно в образе вооруженных воинов устрашающего вида.

Чаки.
В мифах индейцев Центральной Америки (майя) боги дождя и молнии. Их четверо (по числу сторон света) или вообще великое множество. Кроме того, известен один чак - первоначально бог рубки деревьев, впоследствии бог дождя и полей.

Чансын (понсу).
В корейской мифологии духи-покровители селений, которые защищают их от нечистой силы.

Чойджины.
В мифологии монгольских и тибетских народов божества-хранители буддийской веры, принадлежащие к докшитам. В Монголии поклоняются пяти чойджинам - пяти великим государям, защитникам храмов.

Шасана-девата.
В джайнской мифологии божества, охраняющие духовных учителей (тиртханкаров). Они всегда появляются вдвоем, и у каждого тиртханкары свои шасана-девата.

Эннеада.
В египетской мифологии девять богов Гелиополя, считавшихся первыми царями Египта. Это Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Впоследствии в каждом городе стали возникать свои эннеады.

Эриннии (эринии).
В греческой мифологии богини мести, которые родились от матери-земли Геи, впитавшей кровь оскопленного бога Урана. Эриний три - Алекто, Тисифона и Мегера. Они обитают в Аиде, но время от времени появляются среди людей, чтобы возбудить месть и злобу.
В римской мифологии эринниям соответствуют фурии.

Юмала.
В мифах прибалтов и финнов общее наименование божеств и духов.

Юмисы.
В латышской мифологии полевые божества. Юмисы различались по злакам - ржаной, ячменный, льняной и т. д. Большую часть года юмисы спят под камнями или под дерном. В пору жатвы юмиса будят, начинают гонять по всему полю, ловят, затем рвут волосы, отрезают голову (здесь миф переходит в аграрный обряд). У каждого юмиса есть семья - жена и сын (или несколько детей).

Юноны.
В римской мифологии сверхъестественное существо, дух-хранитель женщины. У каждой женщины была своя юнона (ср. ГЕНИЙ). Главная среди юнон - Юнона, богиня брака и материнства, супруга Юпитера. Ее еще называют Луциной («светлой»), Руминой («кормилицей»), Монетой («советницей») и другими именами.
У континентальных кельтов юнонами звались богини-матери, покровительницы конкретных племен или территорий, «позаимствованные» у римлян, которые наделяли каждого мужчину духом-хранителем (гением), а каждую женщину - небесной покровительницей (юноной). Кельтские юноны часто изображались втроем; классический пример подобной триады - богини Сулевии, посвящения которым обнаружены в Галлии, Германии, Венгрии и Британии.

Язаты.
В иранской мифологии божества, помощники Ахура Мазды. Когда на мифологию наложилась теология зороастризма, отрицавшего наличие каких-либо богов кроме Единого, язатами стали именовать старых богов.

Якши.
В древнеиндийской мифологии полубоги. Это прекрасные, крепкие телом юноши (или карлики с отвислыми животами и короткими руками и ногами), помощники бога богатства Куберы, охраняющие его сокровища и заповедные сады.
Как правило, якши благожелательны к людям. Однако в буддийской мифологии они весьма кровожадны, особенно это относится к якшини - якшам женского пола. Якшини питаются человечьим мясом и пьют кровь детей.

Теги: божества, духи-хранители