Карлики Месоамерики являются своеобразной частью того, что принято называть системой мировоззрения и мировосприятия. Комплекс проблем и вопросов, связанных с ними чрезвычайно велик и разнообразен. В целом, с карликами в традициях народов Центральной Америки связано несколько комплексов представлений, касающихся в первую очередь взаимоотношений человека с различными природными силами и субстанциями, такими как вода и пр. явления, связанные с этой животворной, но одновременно и губительной влагой (гроза, наводнение и т.п.); а также лес (сельва); вулканы, горы и пещеры в контексте проявлений сил земли и огня. Вышеуказанные силы природы воплощались, как правило, в духах-покровителях, имевших облик карликов. В качестве яркого примера можно привести духов сельвы чанеков, которые обитали (а по поверьям местного населения, и продолжают обитать) в джунглях Мексиканского нагорья, покровительствовали животным, но, в то же время, достаточно скверно относились к человеку.

Карлики Центральной Америки это довольно большое семейство, включающее в себя, несомненно, не только карликов, относящихся к области исключительно легендарно-мифологической, но и, возможно, реально существовавших личностей.

Карлики, даже в контексте изучения всеобщей истории Древнего мира, выглядят как своеобразное сообщество малоизученных персонажей. Однако, такое положение вещей не является вполне справедливым по отношению к ним, т. к. во многих культурах Древнего мира карлики представляли из себя не только воплощение сил природы, но и несли гораздо более глубокую смысловую нагрузку, будучи связанными, с потусторонним миром и имея определённую магическую силу (божества-бэсы в Древнем Египте, карлики эддических мифов Древней Скандинавии, карлики североамериканских индейцев, многочисленное карликовое семейство Центральной Америки).

Таким образом, карлики, в целом, представляют из себя некое семантическое единство, т.к. имеют ряд общих признаков: малый рост, магические способности, близость (практически тождественность) с различными силами природы, приблизительно одинаковую среду обитания (преимущественно пещеры), а также они занимают некое промежуточное положение между богами и людьми, являясь скорее мелкими бесенятами, чем грозными божествами. Если же говорить о вполне реально существовавших карликах в древних месоамериканских обществах, то можно с большой долей уверенности констатировать, что присутствие карликов являлось определённой проблемой в социальном плане во времена первобытнообщинных, а также родоплеменных отношений, когда любая неполноценность грозила гибелью и была, по сути дела, приговором для её обладателя, т.к. он не вписывался должным образом в социум с его жесткими законами джунглей в прямом и переносном смысле этого выражения. Однако следует с особой осторожностью говорить о полной или частичной неполноценности карликов в реально существовавшем древнемайяском обществе, т.к. маленький рост ещё не был определяющим для этого признаком.

Известно, что существуют различные виды карликовости: гипофизарная, генетическая, церебральная, инфекционная, эндокринная и пр.; и при некоторых формах карликовости индивидуумом сохраняется интеллект, а также способность к продолжению рода. Причём, порой интеллект карликов превосходит на несколько порядков интеллект обычного человека, недаром карлики считались хранителями мудрости (подтверждения этому есть и среди карликов Старого света, например - карлики в эддических мифах).

Тема карликов, по всей видимости, была достаточно сильна в устной традиции народов Месоамерики, о чём можно судить по записанному впоследствии этнографическому и легендарно-мифологическому материалу, повествующему и о карликовых духах различных стихий и о, пожалуй, самом известном карлике Центральной Америки - карлике из Ушмаля. Легенда гласит, что он, победив при помощи своей смекалки и волшебства матери-колдуньи старого злого правителя, в одну ночь построил все каменные здания самого прекрасного и сказочно красивого города майя под названием Ушмаль.

Также немало скульптурных репрезентаций карликов среди археологических находок, относящихся к разным культурам и регионам Центральной Америки. Археологическими находками скульптурных изображений карликов представлены, в наибольшей степени, культура Ольмеков и, так называемые культуры Запада (в основном, Колима, Халиско). Существа, населявшие центральноамериканские пещеры, практически всегда описывались как карлики и были весьма многочисленными. В числе обитателей пещер, которые являлись карликами можно назвать тзультаках (tzultacah). Эти существа были особенно популярны в районах Гватемалы, их владением являлась вся гора целиком, как правило, с пещерой внутри. Они, согласно поверьям, заботились о раненых животных и способствовали урожаю и игре. Также тзультаках посылали громы и молнии, были весьма многочисленны (но иногда говориться о тринадцати тзультаках). Существовали их женские и мужские воплощения.

На Юкатане верили в довольно скандально известных божеств алушей (alux). Одной из их способностей было насылание злых ветров, приносящих болезни и бедствия. Ростом примерно в один фут, они выглядели как маленькие дети, за исключением наличия у них бород и корон, которые сделаны из глины и опоясывали их головы. Они также были весьма многочисленны, обитали в горах, но, по традиции, имели сообщение с миром людей, т.к. изначально являлись глиняными фигурками, которые сделали, а затем оживили люди.

Археологические находки скульптурных изображений карликов культур народов Западных регионов (Колима, Халиско) изначально, вероятно, были тесно связаны с культом вулканической активности и, по всей видимости, являлись репрезентациями особо почитаемых в той местности богов-старцев, имя которых носил один из тамошних вулканов (Колли), а также Топильтцинтли бога-ребёнка, которому приписывали способность излечивать раны. Особенно интересным моментом является то, что имеются примеры причастности карликов данного региона к акциям употребления продуктов психотропного свойства, считавшимися несомненной привилегией шаманов-нагуалей, во время приёма которых они впадали в состояние транса с целью вступления в контакт с духами, а также пробуждения своего второго я, имевшего мистическую связь с тем или иным животным.

Духи-карлики земной стихии тесно связаны с карликовыми божествами воды (и прочих водяных явлений). Прежде всего, обращает на себя внимание культ древних юнтцилоб (yuntzilob), который с течением времени распался на культы Чаков (хранителей дождя), Баламов (защитников людей) и куил-каашей (Kuil-Kaax) (покровителей лесов).

Баламы, согласно традиционным взглядам, могли принимать облик карликов в сандалиях и сомбреро, они добры к людям, а слабоумные и психически ненормальные члены общины считались детьми (подопечными) баламов. Говорить о карликовости остальных персонажей проблематично, но в данном контексте можно также упомянуть свиту бога дождя древних мексиканцев, Тлалока, состоящую из карликов разных цветов, оказывающих своему патрону посильную помощь в создании дождливой погоды.

Духи сельвы также имеют вид карликов. Чанеки, лесные человечки, являлись по поверьям индейцев чёрными и белыми карликами, обитали в пещерах, покровительствовали животным и сторонились людей. Мигель Коваррубиас, выдающийся исследователь истории Центральной Америки, писал, что Чанеки это очень древние карлики с детскими физиономиями, двух футов ростом, духи джунглей, хозяева рыбной ловли и игры, которые обитают в пещерах или под водопадами, где они прячут самое лучшее зерно и свои сокровища; они дикие и представляют опасность для человеческих существ, но в то же время могут вызвать дождь, если их попросить об этом соответствующим образом. Также вышеуказанный автор считает весьма любопытным тот факт, что имеется связь между карликами с лицами младенцев, похожими на ягуаров и древним богом дождя, особенно с момента открытия того, что ольмекская ягуарья маска (гримаса) это самый ранний вариант изображения бога дождя. Чанекам также приписывают способность принимать любой облик по своему желанию, а также колдовские способности, причём характерно то, что маленькие дети в наибольшей степени подвержены их магии.

Таким образом, можно сказать следующее: в древних центральноамериканских обществах присутствовало понятие духов сил природы, имевших вид карликов. Традиция их почитания уходит корнями в незапамятные времена (как и сакрализация пещер места обитания большинства из них). Всем группам карликов Месоамерики приписывали магические способности, но у майя ясно отразилась идея дуалистичности и в восприятии магических способностей карликов - как, несомненно, положительный оценивается магический опыт построек храмового и дворцового типа, осуществлённый карликом из Ушмаля; но как явно зловредный и негативный момент - колдовство баламов и чанеков, отнимающих разум.

Автор: Семакина Евгения

Теги: майя, традиции, верования, мировоззрение, карлики, месоамерика,стихии