Сальванелли.
В итальянском фольклоре лесные духи, существа добродушные и проказливые. Они промышляют тем, что пасут овечьи отары и никогда не упускают случая украсть молоко у соседей. Еще они заплетают лошадям гривы и хвосты в косички и катаются на них ночи напролет, так что к утру животные едва стоят на ногах.
Кроме того, сальванелли, подобно многим другим духам, обожают сбивать с дороги путников. Принимая человеческий облик, они бегают по лесным тропам - и вдруг исчезают с громким хохотом, а путник обнаруживает, что стоит на краю обрыва. Те, кто по невнимательности наступит на следы сальванелли, заплутаются сами. И единственный в этом случае способ выбраться - пойти задом наперед.
Несмотря на свое озорство, сальванелли вовсе не жестоки. Они крадут детей (в основном, двух-трехлетних девочек), но не по злобе, а потому, что им нравится с ними играть. Похищенных девочек они заботливо воспитывают в своих лесных пещерах.
Ростом сальванелли около трех футов, одеваются в красное. Кожа у них красноватая, покрытая шерстью, сами они очень худые, можно сказать, тощие. Происходят они от браков сальванов и агуане.

Святке.
В русском фольклоре дух, который появляется среди людей на Рождество и бродит до Крещения. Это оборотень, способный перекидываться как в человека, так и животное. Если на полу провести черту каким-либо железным предметом, через такую черту святке не переступит. Главные недруги святке - гадалки, которым он всячески вредит.

Селки.
В фольклоре жителей Оркнейских и Шетландских островов морские фейри, родичи шотландских роанов. Это тюлений народ, добрые существа с карими глазами. Тюленьи шкуры позволяют им жить в море, однако они время от времени должны выныривать, чтобы глотнуть воздуха. По некоторым источникам, селки - потомки людей, изгнанных в море за свои преступления. Вот почему их так тянет на сушу. Когда селки выходят на берег, то сбрасывают шкуры и превращаются в писаных красавиц. Если шкуру украсть, селки останется на суше. Если она выйдет замуж, у ее детей будут маленькие рожки между пальцами; вдобавок, они приобретут целительские способности. В отличие от роанов селки сурово мстят за обиды: насылают шторма, переворачивают рыбацкие лодки, рвут сети и выпускают на волю рыбу. Селки можно призвать: для этого следует во время прилива сесть на камень у воды и уронить в море семь слезинок.

Серваны.
В итальянском и швейцарском фольклоре проказливые духи, которые воруют самые нужные вещи: ключи, ножницы, иголки, ручки, очки... Мало того, они еще потешаются над людьми, которых так ловко одурачили.
Кроме того, серваны срывают одеяла со спящих, завязывают узлом хвосты коровам, загоняют лошадей на крыши... Человеку ни в коем случае нельзя показывать сервану, что шутки довели его до белого каления. Если к сервану относиться снисходительно, он станет помогать по хозяйству, заботиться о домашних животных и потребует в награду лишь блюдце сливок.
Ростом серваны не более двух футов, у них веселые мальчишеские лица. Они склонны к оборотничеству и могут принимать обличье коз, собак и представляться большими шарами.

Сиды. 
У ирландских гэлов духи, в которых превратились Туата Де Дананн после того, как были вынуждены покинуть поверхность Ирландии. Согласно преданию, после поражения, понесенного Племенами богини от Сыновей Миля (см. МИЛЕЗЫ), бог Дагда распределил между сородичами чудесные холмы-сиды, в которых и обосновались поверженные божества.
Сиды - правильнее «ши» - общее название этих духов (например, бань-ши, ши-фра, кайт ши и т. д.). Туата Де Дананн и их потомки «переродились» в племя Дини ши, члены которого ведут образ жизни средневековых рыцарей, проводят время в пирах и сражениях. Они могут по желанию менять облик - порой становятся ростом с взрослого человека и даже выше, а порой словно превращаются в детей. Обитают они под землей или под водой.

Скоге.
В фольклоре скандинавских народов лесные духи. Выглядят они беззащитно, однако с ними лучше не связываться, ибо даже женщины-скоге обладают такой властью над людьми, что могут свести с ума, искалечить и даже убить. Если, услышав крики скоге в лесу, ответить «да», окажешься в их власти. Они будут часами водить по лесу, заставят лезть сквозь бурелом, а под конец бросят где-нибудь в чащобе. Если же не откликаться на зов, скоге заманят в невидимые сети, из которых освободит только перезвон церковных колоколов.
Впрочем, пока женщина-скоге не соблазнила человека, полной власти над ним у нее нет. А если он поддался - ему уже не спастись: он будет чахнуть и быстро умрет от тоски. От таких союзов рождаются либо уроды, из которых впоследствии, впрочем, вырастают нормальные люди, либо младенцы с чудесными способностями.
Чтобы избежать опасности, следует соблюдать нехитрые меры предосторожности. Никогда не отвечать «да» на крики, которые раздаются в лесу. Кричать в ответ нужно «эй». Если почувствовали, что заплутали, нужно мгновенно вывернуть наизнанку куртку или носки и прочесть задом наперед молитву. Также помогают чеснок и железо. Чтобы охота была удачной, перед ее началом следует оставить на пеньке несколько монет - подношение скоге.
Мужчины-скоге - оборотни, которые могут по желанию менять обличье и рост. Их истинный облик таков: старички в широкополых шляпах с длинным коровьим хвостом за спиной. Женщины-скоге с первого взгляда кажутся красавицами, у них пышные груди, вьющиеся волосы и мелодичные голоса. Но вместо ногтей у них когти, а пониже спины торчит хвост; кроме того, спины как таковой у них нет - там полая выемка.

Слей Бегги.
В фольклоре жителей острова Мэн исконные обитатели Мэна, появившиеся там задолго до прихода людей. Живут они под землей, причем чтобы попасть в их жилище, нужно преодолеть подземный водоем или реку. Ходы в жилища Слей Бегти открываются раз в году, в канун Белтейна. Говорить об этих фейри следует только ласково, ибо они слышат все разговоры людей.
Слей Бегги - отъявленные воришки, особое предпочтение они отдают лошадям. У них хватает своих коней, но они попросту не могут удержаться, когда видят рослых и стройных человеческих скакунов. Узнать, что на лошади ездили Слей Бегги, можно по взмыленным бокам животного.
Слей Бегги ходят только по дорожкам, которые сами себе отвели. Они ненавидят соль, искусственное освещение, подковы, серебро и все желтые цветы кроме ракитника. Если на снегу остались отпечатки, похожие на птичьи следы, - значит, тут проходили Слей Бегги.

Спригганы.
В английском фольклоре уродливые фейри, из которых правители Волшебной Страны чаще всего набирают себе телохранителей. Их можно встретить на развалинах древних крепостей и замков, где они стерегут сокровища. Они крадут человеческих детей, вместо которых оставляют подменышей, насылают ненастье и устраивают другие пакости.
По некоторым источникам, спригганы - потомки древних великанов, а потому могут, если захотят, вырастать чуть ли не до небес. В отличие от боуги, они не столько зловредны, сколько склонны поозорничать, хотя иногда такое озорство кажется худшей из напастей.

Стоговой.
В русском фольклоре дух, караулящий сено на сенокосе.

Стромкарлы.
В фольклоре скандинавских народов водяные духи. Они очень любят музыку, сами являются великолепными музыкантами и готовы учить людей, если те принесут им в жертву черного ягненка или белого козленка. Они знают одиннадцать мотивов, но учат обычно десяти, поскольку знать одиннадцатый людям запрещено. Если человек все же узнает этот мотив и принимается играть, начинается нечто невообразимое - старики слепнут, младенцы в колыбелях пускаются в пляс... Стромкарлы носят красные шапки и плащи, а также красные чулки и синие штаны.

Стуканцы. 
В корнуоллском фольклоре горные фейри, искусные рудокопы, которым известно местонахождение каждой жилы в толще скал. Порой можно слышать, как они стучат своими молоточками в заброшенных штольнях. Если кто-то из людей придется стуканцам по нраву, они подскажут, где стоит копать. По преданиям, с помощью стуканцов многие рудокопы и впрямь находили богатые жилы. Кроме того, стуканцы предупреждают об опасности - принимаются стучать дробно, вразнобой, или же кто-то из них садится у входа в штольню и принимается громко стонать. В награду за то, что они приносят удачу, их следует подкармливать и раз или два в год шить им новую одежду. Стуканцы терпеть не могут, когда в шахте свистят или ругаются. Зато очень любят смех и веселье, а свист доводит их до безумия и они даже могут свернуть свистуну шею. По некоторым источникам, стуканцы - духи евреев, трудившихся когда-то в шахтах (этих евреев отправили под землю в наказание за то, что они принимали участие в распятии Христа).
Ростом стуканцы от одного до трех футов, одеты как рудокопы, в кожаных фартуках и с палками в руках. Стуканцов не следует путать со стукачишками, которые относятся к суматошникам и живут не в шахтах, а в людских домах.

Суматошники.
В английском фольклоре демонические существа, которых русский язык именует «барабашками»; с этими существами традиционно связывается феномен полтергейста. Эти существа - потомки кобольдов, расселившиеся по всему миру. Суматошники - оборотни, любимое занятие которых - греметь и стучать. Они бегают по дому в обличье белок или кошек, устраивая такой тарарам, что подпрыгивают блюдца в буфете и чашки на столе. Они колотят по полу, громыхают на чердаке, кидают камни на крышу, скрипят мебелью. Когда кому-либо из членов семьи, живущей в доме, приходит срок умереть, шум становится еще громче - суматошники как бы предупреждают о грядущей беде.
Они носят зеленые или серые куртки и красные шапки-невидимки.

Тилвит тег (Чудесное семейство).
В валлийском фольклоре златовласые фейри. Волосы у них золотистые, потому что они часто женятся на гуараггед аннон. Жилища тилвит тег находятся под землей, а чтобы добраться до них, нужно сначала нырнуть в реку или в озеро. Тилвит тег дружелюбны к тем, кто им нравится, впрочем, этим людям тоже грозит опасность - они могут попросту исчезнуть из мира смертных или пропасть и вернуться безумцами. Главный порок тилвит тег - они не могут удержаться, чтобы не украсть златовласого младенца или молодую девушку.
Порой прозвище «тилвит тег» употребляют применительно лишь к тем фейри, что высоки ростом, одеты в белое и живут на невидимом острове, а порой - к тем, что носят одежду желто-зеленых тонов, отличаются хитростью и проказливостью, воруют молоко и похищают детей. Впрочем, всех этих фейри объединяет одна черта: у них золотистые кудри, и являются они только тем людям, которые могут похвастаться такими же волосами. Тилвит тег пасут коз, расчесывают козлам бороды, охотятся, а также проводят время за танцами и прочими развлечениями.

Томте.
В фольклоре скандинавских народов домашние духи, всегда готовые услужить людям. Они присматривают за скотом и помогают по хозяйству. Дом, в котором живет довольный томте, всегда можно узнать по тому, какой он чистый и прибранный. Кроме того, томте заботится о благосостоянии хозяев. Он ворует для них сено, молоко, зерно и даже деньги и сражается со своими сородичами, которые пытаются обокрасть его дом.
В ответ на заботу томте люди должны содержать дом в чистоте и порядке, не шуметь, не работать по выходным, а по четвергам, когда у томте праздник, уделять им особое внимание: кормить щедрее обычного и добавлять в кашу масло. В четверг не следует прясть. Некоторые томте требуют, чтобы их кормили дважды в день: в четыре утра и в десять вечера.
Томте хорошо сложены и отличаются недюжинной физической силой. Ростом они с ребенка, лица у них старческие, морщинистые. Они ходят в крестьянских башмаках или в шлепанцах, носят штаны до колен, красные чулки и серые или зеленые куртки, а зимой кутаются в шерстяные балахоны. Увидеть их можно в полдень или ночью.

Топотуны.
В английском фольклоре фейри, встреча с которыми предвещает несчастье и даже смерть. Порой слышно, как они разгуливают по лесу, издавая душераздирающие вопли. Обычно топотуны невидимы, но иногда появляются среди людей под видом больших черных псов с глазами-плошками и длинным густым мехом.

Трасго.
В испанском фольклоре домашние духи, крохотные человечки в красных одеждах. Если трасго не злить, он будет помогать по хозяйству, а если рассердится - начнет ломать мебель, бить посуду и бесчинствовать. От него не избавиться даже переездом - он последует за хозяевами.

Трау.
В фольклоре жителей Оркнейских и Шетландских островов фейри, которые, подобно карликам и троллям, боятся солнечного света. Правда, в отличие от тролля, трау, которого застал рассвет, не превращается в камень, а всего лишь теряет способность передвигаться, и вынужден, чтобы сойти с места, дожидаться вечера. Среди трау нет ни единой женщины, поэтому они женятся на смертных, причем всякая женщина, у которой рождается ребенок от трау, умирает сразу после родов. Потому трау женятся один-единственный раз в жизни. Существуют как трау морские, так и «наземные». По ночам трау играют на скрипках и танцуют (их любимый танец - хенкинг). Некоторые утверждают, что трау - искусные кузнецы.
Трау умирают, когда их сыновья становятся взрослыми. Некоторые отказываются жениться, надеясь таким образом достичь бессмертия. Но у трау есть закон, по которому упорствующих холостяков изгоняют, и вернуться они могут лишь с женами.
Подслушать разговор трау - к удаче, но увидеть трау - к большой беде. Одеваются трау обычно в серое и ходят задом наперед.

Тренти.
В испанском фольклоре (Кантабрия) сверхъестественные существа, обитающие в лесных зарослях, куда редко заглядывают люди. Тренти очень сложно заметить, поскольку они с ног до головы покрыты мхом, листьями и даже шляпками грибов. Эти существа пугают людей, больше всего им нравится задирать юбки женщинам.
Тренти известны также под именами мусгосо и симиоты.

Туссеры.
В фольклоре скандинавских народов потомки троллей, высокие и худощавые существа, наделенные великой мудростью и великими уменьями. Им известны все тайны рун, их стада самые тучные и дают больше всего молока. Туссеры живут в холмах вместе со своими семьями и домашними животными. Рабочий день у них начинается с заката и заканчивается на рассвете. Они куют мечи и браслеты, кухонную утварь и кольчуги. Женщины готовят, убираются, присматривают за детьми. Больше всего на свете туссеры любят танцевать. В теплые летние ночи, когда луна становится полной, они танцуют на вершинах своих холмов. Танцы заканчиваются с первым криком петуха. Тот из туссеров, кто задержится до третьего крика, рискует превратиться в камень, а в лучшем случае - обернуться дряхлым стариком.

Ульдра.
В фольклоре скандинавских народов существа, живущие внутри холмов, знатоки древних рун, искусные ремесленники. Внешность у них не слишком привлекательная: они выглядят как крохотные человечки, тела которых покрыты шерстью. Обычно ульдра выходят из-под земли зимой - и жестоко мстят тем людям, которые мешают им выйти. У всех ульдра коровьи хвосты.

Уриски.
В шотландском фольклоре фейри, похожие отчасти на человека, отчасти на козла. Уриск приносит счастье тому дому, в котором селится, он присматривает за скотом и за хозяйством. Иногда он предпочитает жить не в доме, а в пещере близ водопада, однако постоянно скучает по человеческому обществу, а потому частенько преследует ночами запоздалых путников, не причиняя тем, впрочем, ни малейшего вреда. В определенный заранее день все уриски собираются на своего рода торжественную встречу.

Урчины.
В английском фольклоре прозвище фейри, связанное с тем, что некоторые боуги и пикси имеют привычку превращаться в ежей («urchin» переводится как «еж»).

Фаты (фады, файеты).
В итальянском фольклоре феи, неописуемые красавицы. Многих из них знают по именам, в том числе фату Альцину и фату Моргану. Фата Моргана живет во дворце, который можно иногда увидеть в небе над Мессинским проливом (этот мираж по имени феи называется фата-морганой). Моряки, узревшие ее чертог, до конца своих дней будут стремиться попасть туда. Фаты расположены к людям; тем, кому благоволят, они дарят подарки, но с теми, кто груб или жесток, обходятся сурово: эти люди платят за неучтивость красотой, здоровьем или удачей. Поэтому в присутствии фаты следует вести себя вежливо. Узнать ее нелегко, ибо фаты - мастерицы оборотничества, они могут являться в образе старух и молодых девушек или в обличье животных. Правда, те, кому случалось помочь в лесу старой женщине, часто с удивлением обнаруживали, что это не простая женщина, а фата, которая вознаградила их за доброту.
Ростом фаты около пяти футов и очень красивы. Ходят они почти всегда в белом. Живут в гротах и пещерах, в источниках и в деревьях. Чаще всего их можно увидеть в полдень, когда фаты наиболее могущественны.

Фахан. 
В шотландском фольклоре уродливый фейри, одного взгляда на которого порой достаточно, чтобы умереть от страха. У него одна рука, растущая из груди, одна нога и один глаз посреди лица. По некоторым источникам, из темечка у фахана торчит пук темно-синих перьев, смахивающих на петушиный гребень. Когда фахан собирается нападать, эти перья становятся дыбом. В руке он обычно держит железную цепь или кожаный хлыст, орудуя которыми, может уничтожить за ночь целый сад. По описаниям, это весьма своеобразная цепь - в ней двадцать звеньев, на каждом звене по пятьдесят яблок, каждое из яблок пропитано отравой.

Феи.
Сверхъестественные существа, волшебницы, живущие в лесах, горах, источниках и т.п. Имеют вид красивых молодых женщин, иногда с крыльями, способны менять облик. Проводят время в веселье и танцах.
В фольклоре народов Западной Европы воздушные существа в снежно-белых нарядах. Они живут близ потоков, в которых каждый вечер стирают свои платья. Чтобы просушить платья, феи надевают их на себя и пускаются в пляс на берегу. Тем, кто будет в этот миг проходить мимо, грозит серьезная опасность: если они согласятся потанцевать, их ждет могила на дне реки. Очень немногие из людей могут противиться очарованию фей. У них миловидные личики и гипнотический взор, а отличить их можно по змеиному хвосту или по птичьим лапкам вместо ног. Они способны по желанию превращаться в облако и в пелену тумана, в камень и в мох. На деревенских ярмарках феи торгуют самоцветами и отрезами тканей - ради забавы, ибо когда покупатель наклоняется, чтобы рассмотреть товар, фея выворачивает ему руку и со смешком исчезает.
К феям, как и ко всем прочим фейри, следует относиться с уважением, нельзя обижать их, а уж тем более оскорблять. Нельзя мешать им брать то, что они хотят, ибо они всегда возвращают то, что берут, в целости и сохранности.
Если фея дает совет, ему надо следовать в точности, каким бы странным и невразумительным он ни казался. О дарах фей ни в коем случае нельзя никому рассказывать.

Фейри.
В фольклоре германских и кельтских народов, прежде всего - англичан, а также шотландцев, ирландцев и валлийцев, общее наименование сверхъестественных существ. К фейри относятся эльфы и Дини ши, Туата Де Дананн и Тилвит тег, Благой и Неблагий Дворы и многие другие.
Фейри можно разделить на несколько родов. Бывают фейри добрые и злые, героические, бродячие, прирученные и одинокие.
К героическим фейри принадлежат те благородные рыцари и прекрасные дамы, о которых повествуют авторы «Мабиногион», сэр Томас Мэлори и сочинители куртуазных романов. Типичный пример такого фейри - молодой Тэмлейн, герой одноименной шотландской баллады.
Бродячие фейри - едва ли не самая многочисленная группа (кстати сказать, героические фейри, по большому счету, тоже относятся к бродячим). Они самые разные по росту, по обличью и по характеру, от злобных и кровожадных слуа до крошечных пикси, засыпающих в чашечках цветков.
Одинокие фейри - те, кто злобен по натуре и предпочитает общению одиночество. Единственное исключение составляют брауни. Одинокие фейри отличаются от бродячих еще и тем, что предпочитают одежду красного цвета, тогда как бродячие носят зеленые куртки. Помимо брауни, к бродячим фейри относятся лепрехуны, пуки, баньши, фир дарриг, глейстиги, брэги, дуэргары и накилеви (естественно, этот список далеко не полон).
К прирученным фейри принадлежат те, кто оторвался от своих собратьев и «прилепился» к людям - те же брауни, детские боуги, жирни и другие.

Ферришин.
В фольклоре жителей острова Мэн бродячие фейри, менее аристократичные в своих повадках, нежели валлийские и ирландские фейри, у них нет ни короля, ни королевы. Ростом они около трех футов, занимаются тем, что крадут человеческих детей и оставляют вместо них подменышей, частенько заглядывают в дома и мастерские людей, когда хозяева ложатся спать, и тащат все, что подворачивается под руку. Любимое развлечение ферришин - охота; собаки у них то белые с красными ушами, то разноцветные, как радуга. Ферришин улавливают малейшее дуновение ветерка и слышат все, о чем говорят люди, вот почему о них надо говорить только ласково.

Финодири.
В фольклоре жителей острова Мэн высокие, косматые фейри с уродливыми чертами лица. По некоторым источникам, первый финодири был принцем ферришин. Уродство его потомков - наказание за то, что он влюбился в смертную женщину и ради нее отказался присутствовать на каком-то из праздников Волшебной Страны.
Финодири обладают недюжинной физической силой и помогают крестьянам, выполняя тяжелую работу - в частности, замечательно быстро и ловко убирают урожай; им ничего не стоит обмолотить за ночь зерно, собранное с целого поля. Любимое развлечение финодири - пожимать руки, ведь их рукопожатие настолько крепкое, что они ломают кости своим «соперникам». Правда, ума им не хватает, поэтому люди, желающие отмстить за синяки или сломанные кости, посылают финодири принести воду в решете или загнать зайца с помощью овец.
Финодири ни в коем случае не следует благодарить за помощь или дарить им одежду, иначе они обидятся и сбегут. Еще они терпеть не могут критики.

Фир дарриг.
В ирландском фольклоре крошечные фейри с голубыми носами. Ходят они в красных куртках. За глоток виски фир дарриг позволяют людям, попавшим в плен к фейри, бежать из Волшебной страны, а также учат заклинаниям против чар и дают амулеты. Впрочем, особо им доверять не следует, ибо они не прочь созорничать, а шутки их порой граничат с жестокостью. Фир дарриг - великие искусники насылать заклятие пишог, своими чарами они могут день превратить в ночь, женщину - в Пишог - такое заклинание, что человек, на которого оно направлено, потеряет ориентацию и увидит совсем не то, что есть на самом деле.

Фоллетти.
В итальянском фольклоре духи, которые отличаются тем, что ни минуты не могут просидеть спокойно. К людям они в принципе расположены, но могут быть весьма надоедливыми и проказливыми соседями. Мыслят они как малые дети, но их весьма интересует секс и все, что с ним связано; вдобавок, они - искусные чародеи. Одни фоллетти похищают и насилуют женщин, другие заражают домашних животных, третьи насылают безумие и кошмары. Прогнать их не так-то легко. В каждом поселении существует свой обряд изгнания. Скажем, в Романье их могут прогнать только девушки с темно-русыми волосами. В Ломбардии тому человеку, которого изводят фоллетти, следует съесть сто одно яйцо от сто одной курицы, по двадцать пять или тридцать штук в день. К концу пятого дня фоллетти убегут.
Ростом фоллетти от одного до трех футов, у них кудрявые волосы и блестящие глаза, носят они обычно красное. У некоторых козлиные копыта, а у других вообще нет ног. Почти все фоллетти имеют красные колпаки, которые наделяют их способностью становиться невидимыми.
У них есть такая привычка: когда девушки собираются у огня и начинают вспоминать своих возлюбленных, в далеких краях, фоллетти принимаются их гипнотизировать. У девушек возникают черные мысли: мол, их возлюбленные им изменяют. Девушки погружаются в пучину отчаяния. Если их не отвлечь, не разрушить наваждение, то они вскоре умрут от горя и тоски.
Об одной разновидности фоллетти следует упомянуть особо. Это так называемые ветряные фоллетти - они путешествуют по свету с ветрами. Ветряные фоллетти - существа жестокие, для них нет большего удовольствия, чем наслать снегопад или ураган или даже вызвать землетрясение. Их заклятые враги - святые Филиппо и Джакомо, с которыми они сражаются каждый год. Еще ветряные фоллетти любят срывать на лету поцелуи у смертных женщин.

Фоллеты (фойеты).
Во французском фольклоре духи, потомки тех, кто жил когда-то в подземных городах. Со временем эти города опустели, духи переселились на поверхность. Фоллетов связывают с людьми прочные узы. Быть может, поэтому на них не действуют ни обряды изгнания, ни святая вода. Фоллеты обожают досаждать женщинам, забрасывают камнями людские дома, бьют посуду; им ничего не стоит спустить штаны перед женским обществом. Они боятся только железа. Впрочем, их можно заставить помогать. Те, кому хватит терпения вынести все издевательства фоллетов, завоевывают их уважение. В знак примирения фоллеты приносят подарки, доделывают неоконченную работу, пасут домашних животных.
Одеты фоллеты как средневековые шуты - в яркие пятнистые наряды и колпаки с бубенцами. Впрочем, большинство носит красные куртки и такие же штаны. У горных фоллетов длинные бороды, они обычно ходят с мечами, которые настолько малы, что могут сойти за корсажные булавки. Чаще всего фоллеты появляются среди людей под видом коз.

Фоссегримы.
В фольклоре скандинавских народов водяные духи. Они живут в пресной воде. Обликом фоссегримы - прекрасные златокудрые юноши. Одеты обычно в серое, на головах у них красные шапки. Они любят петь и замечательно играют на скрипке и арфе. Фоссегримы обладают способностью менять облик, могут превращаться в рыб, быков или лошадей. Живут они либо под водой, либо на берегу под мостом. Для фоссегрима нет большего удовольствия, чем любоваться красивыми девушками: обычно он забирается на скалу посреди реки и наблюдает за ними. Если же девушка плывет в лодке и настолько глупа, чтобы разволноваться при виде фоссегрима, он обидится и перевернет лодку. Не случайно многие лодочники перед отплытием кладут на нос стальной нож (фоссегримы боятся железа).

Фриды.
В шотландском фольклоре существа, которые обитают под камнями, мгновенно съедают просыпанные наземь хлебные крошки и выпивают пролитое молоко.

Фуа.
В шотландском фольклоре зловредные, опасные для людей фейри, которые обитают в реках, озерах и прибрежных морских водах. Они могут превращаться в жеребцов и выходят в таком облике на сушу, высматривая себе жертв. К фуа, в частности, относятся уриски и накилеви.

Хайнцели.
В немецком фольклоре домашние духи. Подобно брауни, они за скромную плату - кринку молока или блюдце сливок - выполняют почти всю домашнюю работу: моют посуду, подметают полы, заботятся о домашнем скоте, наказывают нерадивую прислугу и не допускают, чтобы дом постигла неудача. Кроме того, они могут предсказывать будущее и давать магические советы. Они настолько привязаны к людям, что по своей воле из дома никогда не уходят. Прогнать хайнцелей можно, если их не кормить или чем-то обидеть, если подарить им новую одежду или посмеяться над ними. Но следует помнить, что уходя, хайнцели обязательно наложат на людей проклятие.
Ростом они от одного до трех футов и носят зеленые куртки и красные шапки. У них рыжие волосы и бороды, порой они оказываются слепы. Им не составляет труда перекинуться в кошек, летучих мышей, змей, куриц и даже в маленьких детей.

Хоббиты.
В английском фольклоре фейри. Многие считают, что хоббиты - существа вымышленные, что их придумал английский писатель Джон Р. Р. Толкиен. На самом деле о хоббитах было известно давным-давно. Майкл Дэнхем, автор так называемых «Дэнхемских списков» (XIV в.), дает, к примеру, следующий перечень сверхъестественных существ: «...двойники, боуги, портуны, гранты, хоббиты, хобгоблины, данни...».

Хобгоблины.
В английском фольклоре добродушные домашние фейри, похожие своими повадками на брауни. Они редко выходят из дома, предпочитая греться у огня. Правда, они очень обидчивы, и если уж обижаются, то хозяевам достается по первое число - молоко скисает, одежда рвется словно сама собой, чисто выметенный пол тут же вновь оказывается грязным. Один обиженный хобгоблин утащил с собой все ключи и отказывался их возвращать до тех пор, пока ему не испекли его любимых лепешек.
Ростом они около двух футов, у них смуглая кожа, ходят они либо нагишом, либо в темных одеждах.
Несмотря на свое добродушие и готовность помочь людям, хобгоблины удостоились сомнительной чести: их нередко путали, а то и намеренно отождествляли с бесами.

Хованцы (выхованки, годованцы).
В фольклоре украинцев сверхъестественные существа, обогащающие своих хозяев. Выглядят они как маленькие мальчики или как цыплята. В хованца через семь лет после аборта превращается выкидыш, то есть хованец относится к заложным покойникам (см. Домовик). Также хованца можно вывести, если девять дней носить под мышкой яйцо, снесенное петухом или черной курицей; на протяжении этих девяти дней нельзя умываться, стричь ногти и молиться. Если хованца не доносить, он все равно «родится» и замучает до смерти того, кто его не доносил. Еще хованца можно купить у дьявола, отрекшись от Христа, глумясь над крестом и иконами.
Живет хованец на чердаке дома, питается несоленой пищей, особенно любит пшеничный хлеб, молоко и сахар. Подобно домовым, хованцы различаются по роду занятий - среди них бывают скарбники (сторожат дом от воров), пасечники (опекают пчел), полевики и т. д. Если хованец разгневается, он устроит в доме дебош и уйдет или замучает хозяина до смерти. Со смертью хозяина хованца исчезает все богатство, которое тот нажил. Такой человек умирает очень тяжело, ибо дьявол забирает себе его душу.
Чтобы избавиться от хованца, нужно позвать священника, дабы тот трижды освятил дом; или перебросить хованца через крышу; или отнести его за девятую межу. Также его можно убить ударом наотмашь, но если стукнуть после этого по голове буковой веткой, он воскреснет. Как и большинство Малого народца, хованец боится грома.

Хохлики.
В русском фольклоре мелкие домашние духи, помощники домового.

Хромушки.
В фольклоре жителей Шетландских островов фейри, близкие родичи трау. Их можно узнать по тому, что они, когда пляшут, припадают на одну ногу.

Хютхен.
В немецком фольклоре домашние духи, близкие родичи хайнцелей - настолько близкие, что они похожи друг на друга и внешним видом и повадками. Хютхен отличают красные шапочки, от которых они и получили свое прозвище - в переводе это слово означает приблизительно «люди в шапочках».

Чосансин (чорен).
В корейской мифологии духи предков. Это женские домашние духи.

Шелковинки.
В английском фольклоре женщины-брауни, которых называют шелковинками, потому что они носят шелковые платья. Шелковинки выполняют домашнюю работу и наказывают нерадивых слуг. Живут они не в домах, а на деревьях, и стерегут жилища своих хозяев. Когда на них находит настроение попроказничать, они принимаются разбрасывать то, что сами недавно убирали. Если шелковинку обидеть, она, как и остальные брауни, превращается в боггарта. Справиться с разбушевавшейся шелковинкой можно, лишь пригрозив ей крестом из рябины.

Шифра.
В ирландском фольклоре крошечные бродячие фейри. Они носят шапки, напоминающие формой цветки наперстянки. Чаще всего о шифра рассказывают, что они похищают молодых девушек и детей, вместо которых оставляют подменышей. По некоторым источникам, шифра стремятся получить бессмертную душу и потому даже склоняются к вере в Христа.

Эллилы.
В валлийском фольклоре крошечные фейри, пища которых - поганки и «волшебное масло» (вещество, которое можно найти в корнях старых деревьев).

Ярткины.
В английском фольклоре фейри, которые помогают людям, повышая плодородие земли. В награду они ждут сливок и молока, а если о том забывают, становятся опасны.

Теги: домашние духи, малый народец, фейри, феи