Лауру.
В итальянском фольклоре сверхъестественные существа. Они совсем крохотные, но великолепно сложенные. У них черные блестящие глаза, волосы длинные и кудрявые, а их наряды - из нежнейшего бархата. Днем лауру почти не видно, зато ночью они пускаются во все тяжкие. Домашней работой они не занимаются, потому что боятся запачкаться и испортить одежду, а животных кормят только тех, которые им нравятся. Женщин они обожают и постоянно стараются обольстить. Если лауру отвергают, он насылает на женщину кошмары; чтобы избавиться от лауру, нужно повесить над дверью бычьи или бараньи рога. Тогда лауру покинет дом - то ли решит, что над ним насмехаются, то ли воспримет рога как угрозу физической расправы.

Лепрехуны (лепреконы).  
В ирландском фольклоре маленькие башмачники, которые постоянно тачают один и тот же башмак. Известно, что лепрехуны не прочь выпить, поэтому их частенько можно встретить в винных погребах. Еще они обожают табак и не выпускают изо рта трубки. Лепрехуны стерегут запрятанные сокровища, местонахождение которых можно выведать, если поймать лепрехуна и подробно обо всем у него выспросить, не спуская с пленника глаз. Но еще никому и никогда не удавалось обмануть лепрехуна: он всегда найдет способ вывернуться и удрать.
Вид у лепрехуна весьма экзотический - светлая кожа, морщинистое личико, ярко-красный нос. Наряд составляют треуголка, зеленые штаны и жилет с громадными блестящими пуговицами, кожаный фартук, длинные голубые чулки и высокие башмаки с серебряными пряжками размером немногим меньше башмаков.

Лизун.
В русском фольклоре первоначально - одно из названий домового, затем - самостоятельный персонаж. Свое прозвище лизун получил благодаря «пристрастию» зализывать шерсть у домашней скотины и волосы у людей. Считается, что лизун живет под печкой или в подполе: «Лизун под печкой живет, там, на кухне, в чулане. Не плачь, лизун тебя там съест». «Ребятишек раньше пугали, чтоб молчали. Ой, лизун выйдет из подполья» (Даль).

Линчетти.
В итальянском фольклоре сверхъестественные существа, которые ночами сквозь замочные скважины пробираются в спальни и усаживаются на грудь спящим. У людей перехватывает дыхание, старики даже могут умереть, а молодых начинают мучить кошмары.
Но с линчетти довольно просто справиться. Существует несколько способов. Первый - поставить на грудь спящему сковороду с птичьим кормом. Линчетто перевернет сковороду, и корм рассыплется по полу. А поскольку линчетто не терпит беспорядка, он примется подбирать зернышки и так умается, что ему станет не до проказ. Также линчетти терпеть не могут раскручивать завитые волосы. Самый же надежный способ - включить свет, вылезти из кровати и подойти к ночному горшку, который должен стоять в дальнем углу комнаты. Нужно сесть на горшок, откусить бутерброд с сыром и сказать: «Чтоб ты провалился! Я ем хлеб с сыром, а линчетто пусть провалится!» Линчетто преисполнится отвращения и исчезнет, чтобы больше не возвращаться.
Линчетти забираются не только в дома, но и в стойла. Там они кормят животных, которые им нравятся, и морят голодом тех, которых недолюбливают. Они заплетают гривы лошадей в косички, которые ни в коем случае нельзя расплетать, иначе лошадь заболеет и умрет.
Облик линчетти постоянно меняется; неизменными остаются только длинные уши. Ростом линчетти около двух футов.

Лобы и хобы.
В английском фольклоре добродушные домашние фейри. Это довольно высокие, физически крепкие хвостатые существа, всегда готовые помочь по хозяйству - скажем, смолотить зерно или что-нибудь еще в том же духе. Подобно брауни, работать они предпочитают по ночам, а днем посапывают себе в укромных местечках; вознаграждение принимают только одно - блюдце со сливками. Наиболее простоватым из лобов - их называют лабберкины - следует доверять лишь самую простую работу, настолько они неуклюжи и непонятливы.

Луговик.
В русском фольклоре дух, обитающий на лугах и охраняющий их.

Луридан.
В фольклоре жителей Оркнейских островов фейри-помощник, во многом схожий с брауни. Он честно и верно служит людям - подметает комнаты, моет посуду, затапливает утром камин. Считается, что когда-то эти фейри правили Оркнейскими островами, потом им боги поручили управлять Уэльсом, учить валлийских бардов поэзии и мудрости, а затем вновь вернули на острова, где они остаются и по сей день.

Лютены.
В фольклоре французов и швейцарцев проказливые существа, которые не могут и секунды усидеть на месте, чтобы не выкинуть очередную шуточку. Их фантазия не знает пределов, они готовы до бесконечности изводить людей. Лютены превращаются в лошадей, а когда садишься на такую лошадь, сбрасывают в грязь. Они пугают охотников, подстерегающих дичь; сбивают с дороги путников; отламывают рога коровам и козам, заваливают дороги, сталкивают прохожих с утесов. Прибрежные лютены частенько заставляют обыкновенные ракушки блестеть точно золото и долго потешаются над доверчивыми простаками, которые бросаются их собирать.
Впрочем, в хорошем настроении лютены не отказываются поработать. Они заботятся о тех животных, которые им приглянулись; такие животные очень быстро становятся лучшими в стаде или в табуне. Лютены обожают детей и могут играть с ними сутки напролет. Домашние лютены предупреждают о несчастьях, морские спасают потерпевших кораблекрушение, прибрежные стерегут рыбацкие сети.
Лютены озорны, но добродушны. Однако могут и рассердиться - если люди подсматривают за ними или вмешиваются в их дела.
У лютенов великое множество прозваний и обличий. Они появляются под видом маленьких детей или животных, как мотки шерсти, огромные пауки, монахи в красных сутанах, летающие веретена, люди с волчьими головами, бродячие огоньки и так далее. Своих домов у них практически нет, они постоянно кочуют с места на место. Лишь домашние лютены переезжают только тогда, когда переселяются люди или когда умирает хозяин дома. Они стараются не селиться поблизости от проточной воды - рек и горных ручьев, зато кишмя кишат в прудах и озерах. Их можно встретить в лесу и на морском берегу, в горах и на полях.

Маахисы (маалусы, мааналайсы, маанвэки).
В финской и эстонской мифологии подземные жители, уродливые существа, обладающие способностью к оборотничеству. Они способны перекидываться в кошек, горностаев, ящериц, лягушек и др. Путь в страну маахисов можно найти, следуя муравьиной тропой. В своем мире они ходят вверх ногами. Человек, который попал в их страну, не должен прикасаться к тамошней пище, иначе он либо вообще не вернется домой, либо, вернувшись, обнаружит, что провел у маахисов не год и не два, а сотни лет (ср. сходные представления германских народов о времени в Волшебной Стране). Маахисы владеют чудесным скотом и покровительствуют домашнему скоту людей; тот, кто мучит скотину, рискует навлечь на себя гнев маахисов. Человек, получивший тем или иным путем корову маахисов, становится богачом.
Несмотря на уродство маахисов, дочери у них отличаются несказанной красотой. Тому, кто заблудился в лесу маахисов, следует вывернуть наизнанку одежду, иначе можно долго блуждать (ср. славянские представления о лешем). Тот, кто хочет в лесу заночевать, должен сделать маахисам подношение - молоко, мед и т. п. Прежде чем строить дом, нужно выкупить землю у маахисов - то есть закопать в ней монету.

Маб.
В английском фольклоре королева фейри.

Мальчик-с-пальчик.
В русском фольклоре карлик. Он появляется на свет из случайно отрубленного пальца матери. В сказках мальчик-с-пальчик настолько мал, что может укрыться в конской гриве или в хвосте, в ноздре лошади или под копытом. Крышей от дождя ему служит шляпка гриба, а мышиная нора и раковина улитки - для него дом.
Знает подобных персонажей и западноевропейский фольклор. К примеру, в английских сказках нередко упоминается Tom Thumb, то есть «Том ростом с палец».

Мамуры.
B испанском фольклоре рогатые карлики в красных шляпах и красных штанах. Они настолько малы, что легко помещаются в коробке из-под булавок. Если какой-нибудь человек им нравится, они становятся его слугами, и он волен распоряжаться ими как угодно - оставить при себе, подарить детям и даже продать. Мамуры помогают в домашней работе, не ведают усталости и не склонны к проказам - разве что любят прятать вещи, но от этого их можно отучить, нужно только сказать: «Если не прекратите, я запру вас в бычий рог!» Поймать мамуров, которые обычно невидимы, можно двумя способами: положить коробку из-под булавок под куст и заглянуть в нее в полночь или же посадить в Иванову ночь семечко манейронеры, из которого чуть погодя родится мамур.
В различных частях Испании этих существ знают под разными именами: дьяблильо в Галисии, маридильо и манейро в Каталонии (каталонские манейро, впрочем, выглядят как большие черные жуки), пауто в Астурии, менге в Кантабрии, кармено в Андалусии.

Массариоли.
В итальянском фольклоре сверхъестественные существа со старческими, морщинистыми личиками - невысоки ростом, всегда веселы и ходят в красных шляпах. Они заботятся о домашних животных. Если в субботу утром обнаружится, что у лошадей заплетены в косички гривы и хвосты, это верный знак того, что за ними ухаживает массариоли.
Впрочем, животными они не ограничиваются. Массариоли помогают людям по хозяйству, стараясь держаться поближе к тем женщинам, которые им нравятся. Они частенько превращаются в гребни для волос или в нитки, которые как бы сами собой прилипают к женской коже. Им доставляет громадное удовольствие подглядывать за молодыми девушками, а порой они заводят тех высоко в горы и заставляют танцевать. Когда девушки устают, массариоли отводят их домой.
Одеваются они в красное: красные чулки, красные жилеты и шляпы. Смех массариоли напоминает конское ржание. Морские массариоли питают слабость к орехам.

Мерроу (муруха).
В ирландском фольклоре водяные фейри. Женщины-мерроу, дальние родственницы морских дев - настоящие красавицы, но с рыбьими хвостами вместо ног и перепонками между пальцев рук. Мерроу боятся, ибо их появление предвещает шторм, однако они куда благосклоннее других фейри относятся к людям и часто влюбляются в смертных. Дети от таких браков рождаются с рыбьей чешуей вместо кожи. Порой мерроу выходят на берег в облике маленьких лошадок, а под водой им позволяют жить красные шапочки с перьями. Если украсть такую шапочку, мерроу уже не сможет вернуться в море.
Мужчины-мерроу - настоящие уроды, у них зеленая кожа, красные орлиные носы и свиные глазки. Впрочем, они не менее дружелюбны, чем женщины.

Мокоша.
В русском фольклоре домашний дух, женщина с большой головой и длинными руками. По ночам мокоша прядет оставленную хозяйкой кудель, стрижет овец; если она на что-то сердится, то может остричь и людей. Возможно, прозвище этого духа возникло от имени славянской богини Мокоши.

Мокруха.
В русском фольклоре домашний женский дух, прядущий по ночам шерсть. О присутствии в доме мокрухи можно догадаться по мокрым следам, которые она оставляет.

Монакьелли.
В итальянском фольклоре фейри. Одетые в монашеские сутаны (их имя означает «маленькие монахи», монакьелли обожают изводить людей - щиплют, щекочут, швыряются камнями, бьют стаканы и тарелки, крадут одеяла, отрезают косы девушкам, стучат в стены... Часто они перекидываются в кошек и движутся так быстро, что их едва удается рассмотреть. Заставить монакьелли стоять спокойно можно только одним способом - накинув решето. Они принимаются считать дырки, а поскольку не сильны в арифметике, на это у них уходит несколько часов. Некоторые монакьелли крадут вещи людей, но потом возвращают.
Еще монакьелли стерегут подземные сокровища. Тот, кому посчастливится схватить монакьелло за красный колпачок, может стать богатым человеком. Ведь без колпачка монакьелло просто не может жить. Но ни при каких обстоятельствах колпачок нельзя отдавать до того, как клад окажется на поверхности, иначе сокровища тут же исчезнут. Получив колпачок, монакьелло завопит от радости и сгинет без следа.
У сицилийских монакьелли не один колпачок, а целых семь. Если пропадет хотя бы один из них, монакьелло умрет.

Моргены.
В бретонском фольклоре морские жители. Они довольно дружелюбно относятся к людям, однако не прочь пошалить, а еще - частенько крадут капризных и непослушных детей.

Мурианы.
В корнуоллском фольклоре фейри. Считается, что это бывшие небожители, которые оказались не слишком хороши для рая и недостаточно дурны для ада, посему они остались на земле. Мурианы постепенно уменьшаются в размерах до муравьев, после чего исчезают неведомо куда. Вот почему корнуоллцы полагают, что раздавить муравья - к беде. Существует и другая версия: мурианы - оборотни, способные перекидываться в животных и птиц. Однако они столь часто прибегали к превращениям, что нарушили некий физический закон, а потому теперь с каждым превращением становятся все меньше.
У мурианов очень красивые наряды - чудесные ярко-зеленые рубашки, небесно-голубые куртки, треуголки на головах мужчин и шапочки на головах женщин, одежды расшиты кружевами и увешаны бубенцами. Мурианы помогают тем людям, к которым благоволят, часто заглядывают в дома бедняков, веселят шутками прикованных к постели. Стоит им появиться, как в воздухе разливается цветочный аромат и слышится чудесная мелодия.

Мшанки.
В английском фольклоре фейри. Они строго придерживаются старинного уклада и настаивают на том, что люди должны жить по обычаям предков: не сдирать кору с деревьев, не запекать в хлеб зерна тмина и не рассказывать своих снов. Те, кто следует этим правилам, могут рассчитывать на помощь мшанок: если их подкармливать, они принесут удачу.
Мшанки не только помогают по дому, но и делятся тайными знаниями. Им ведомы все целебные травы и растения. В частности, им известно, где растет чудесный цветок «не-боли», который помогает роженицам. Мшанки излечивают даже тех, от кого отступаются врачи. Они превращают листья деревьев в золото и дарят смертным нескончаемые мотки шерсти.
Ростом они от двух до трех футов. Одеты в наряды из мха, благодаря чему их часто можно спутать с деревьями. Лица у них морщинистые, тела волосатые, кожа серая. Правит мшанками «бабушка», седовласая старуха, древняя, как сама земля.

Накки.
В финской мифологии водяные существа, люди, вместо ног у которых конские копыта. Женщины-накки отличаются красотой, у них длинные волосы и один-единственный дефект - огромные отвислые груди, которые они закидывают за плечи. Считается, что порой накки могут превращаться в огромных черных воронов, которые громкими жалобными криками просят, чтобы их окрестили (по некоторым преданиям, накки - духи младенцев, умерших некрещеными или умерщвленных родителями.

Неблагий Двор.
В шотландском фольклоре фейри делятся на Благий и Неблагий Дворы. С фейри, которые принадлежат к Неблагому Двору, договориться невозможно, не стоит и пытаться. Самые жестокие среди них - слуа, мертвецы, которые скитаются по земле, похищая смертных. А похищенных они заставляют портить скот и метить людей эльфийскими метками. Встреча с фейри из Неблагого Двора всегда предвещает смерть.

Никсы.
В фольклоре германских народов фейри, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну, пропускают тех, кого следует, а кого не следует - отгоняют. Еще они обольщают молодых девушек, которых завлекают рассказами о несметных сокровищах в своих подводных жилищах. Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях так называемую «мелодию эльфийского короля», которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и, подобно мерроу, заключают их в клетки.
Нрав у никсов переменчивый: то они выплывают на поверхность и поют, то поднимают бури и требуют мести тем, кто их оскорбил. Они помогают людям - в частности, покупают зерно на ярмарках и тем самым повышают на него цену. Если им подарить черную или белую козу или курицу, они могут научить человека играть на скрипке.
Чтобы защититься от никсов, следует всегда носить при себе что-нибудь железное - к примеру, нож. А чтобы они не застали врасплох в воде, надо повторять, перед тем, как залезть в воду, такое присловье: «Никсы, воришки, вы в воде, а я на суше. Никсы, воришки, вы на суше, а я в воде».
Людям они являются как симпатичные юноши с кудрявыми золотистыми волосами, облаченные в зеленые рубашки с фартуками, красные чулки и синие штаны. На головах у них красные шапочки. Никсов можно узнать по мокрым пятнам на фартуках и рубашках и по зеленым зубам. Они обладают способностью к оборотничеству, могут превращаться в лошадей и быков. Мэнские никсы выходят из воды в полнолуние, за ними вереницей тянутся утопленники.

Ниссе.
В фольклоре германских народов домашние духи. Подобно брауни, они выполняют домашнюю работу, требуя от обитателей дома соблюдения некоторых правил. Во-первых, в доме должна поддерживаться чистота, во-вторых, не следует шуметь, в-третьих, нужно отдыхать по выходным. На Рождество ниссе следует дарить понюшку табаку, отрез серой материи и пригоршню глины.
В ночи полнолуния ниссе отправляются танцевать, зимой катаются по льду замерзших рек и озер. Они не прочь пошалить, достается от них и людям, и домашним животным. Они выдергивают стулья из-под людей, громко хохочут, кричат на ухо, щиплют и щекочут, а животных выпускают из загонов.
Ниссе отличаются недюжинной физической силой. Ростом они с ребенка, у них старческие лица, яркие, блестящие глаза и длинные, до колен, руки. Смех ниссе напоминает конское ржание. Носят они башмаки или тапочки, красные чулки, штаны до колен и серые или зеленые куртки. Летом ниссе расхаживают обнаженными или надевают легкие льняные рубашки.

Норггены.
В итальянском и немецком фольклоре духи-помощники. Впрочем, в плохом настроении они становятся вспыльчивыми и капризными. Когда на норггенов находит настроение поозорничать, с ними нет никакого сладу: они все время выдумывают новые проказы. Ростом они от двух до трех футов, у них налитые кровью глаза, длинные бороды и крепкие мускулы. Одеваются они как крестьяне, украшают одежду ниточками мха, а на головы напяливают треуголки. Чаще всего норггены появляются по ночам между первой четвертью луны и полнолунием. Селятся они, как правило, в лесных и горных пещерах, иногда забираются в людские дома.

Обдериха.
В русском фольклоре хозяйка бани. Она наказывает тех, кто не вовремя пришел в баню, царапает их, сдирает с них кожу. Обдериха - оборотень, способная являться женщиной с длинными распущенными волосами и большими зубами, ребенком, кошкой с большими глазами и даже «трубкой берестяной». В бане обдериха обычно селится под полком, за каменкой, под лавкой.
Особенно обдериха опасна для маленьких детей. Детей до года, которых одних оставили в бане, обдериха обменивает, то есть похищает, оставляя вместо ребенка подменыша.

Оберон и Титания.
В английском фольклоре король и королева фейри. В рыцарском романе «Поон из Бордо» приводится родословная Оберона - весьма, надо признать, внушительная: королева Тайного Острова Кефалония когда-то влюбилась в Нептанеба, правителя Египта, и вышла за него замуж. У них родился сын, который впоследствии стал Александром Македонским. Семьсот лет спустя в ту же даму влюбился Юлий Цезарь. Она родила ему сына - это и был Оберон. Фрейлины Кефалонии наделили его чудесными дарами - способностью читать мысли людей, перемещаться куда угодно в мгновение ока... А одна злобная дама прокляла Оберона; из-за этого он ростом всего-навсего с трехлетнего младенца. Большой любитель женской красоты, Оберон не упускает случая поухаживать за смертными. Что касается Титании, та гораздо более величественна, нежели ее супруг или королева Маб. Когда супруги ссорятся, это немедленно сказывается на природе и на делах человеческих.

Овинник.
В русском фольклоре разновидность домового. Живет в овине, оберегает хлеб от разных напастей и происков нечистой силы.

Оркулли.
В итальянском фольклоре потомки орчей, кровожадных великанов, излюбленным лакомством которых были человеческие младенцы. Оркулли могут быть весьма полезны людям: сообщают, когда сажать семена, а когда убирать урожай, заботятся о домашних животных. Но если оркулли разозлились, на них нет никакого удержу: стоит им дохнуть на животных, как в стаде начинается падеж, а дороги от их дыхания мгновенно покрываются льдом. Вдобавок, оркулли - отъявленные воришки. Они крадут все подряд: ведра с молоком, домашнюю птицу, белье со двора, и так далее. У них есть одна странная черта: они не выносят, когда при них кто-то переобувается, и тут же исчезают.
Оркулли - настоящие оборотни, у них нет постоянного облика. Узнать об их присутствии можно лишь по запаху, который они распространяют. Недаром среди итальянцев одним из самых страшных оскорблений считается фраза: «Ты воняешь как оркулли!»

Паки (Пэки).
В английском фольклоре самая известная разновидность хобгоблинов. Как и все прочие хобгоблины, паки обладают способностью к оборотничеству; кроме того, они охотно помогают людям, выполняя ту же работу, что и брауни.
Подобно другим хобгоблинам, паки не терпят неверных влюбленных. Как и брауни, пака можно прогнать, предложив ему в дар новую одежду (а сделать такой подарок, что называется, подмывает - ведь паки, как утверждается в сказках, расхаживают обнаженными).

Памариндо.
В итальянском фольклоре ленивые, жестокие по отношению к животным и грубые существа. Они никому не уступают дороги, наоборот, раздуваются так, что просто спихивают встречных в канавы. Питаются они мясом домашнего скота, который крадут у крестьян. Когда памариндо проголодается, он издает продолжительный свист, и животные бегут к нему сами. Следом за памариндо овцы, коровы и козы бегут к утесу; памариндо превращается в шар и скатывается вниз, а животные, не в силах остановиться, падают и разбиваются о камни. Памариндо принимаются пожирать добычу, и их гогот разносится далеко окрест.
Ростом памариндо около двух футов и очень толстые. Они носят красные куртки и штаны, туфли с заостренными носами и медные шляпы.

Пара.
В финском фольклоре домашние духи, которые заботятся о благополучии дома: обычно они приносят в дом молоко, сливки и масло, но если их попросить, могут принести даже деньги. Обычно пара являются людям в кошачьем облике, а добро приносят в пасти или в желудке. При желании можно самому создать пара из какой-нибудь украденной вещи.

Пастен.
В русской традиции разновидность домового. Пастен появляется обычно как тень на стене и принимается душить спящего человека. Любопытно, что слово «пастен» также обозначает таракана.

Перхты.
В немецком фольклоре рождественские духи. На Рождество появляется фрау Хольда - или Берта, или Перхта (у нее много имен). Она проносится в предновогодние ночи по небу в сопровождении свиты. Эту свиту и составляют перхты. Вместе с перхтами фрау Холле заглядывает в людские дома, добрым людям приносит подарки, а злодеев и нерях сурово наказывает. Но, в отличие от своей хозяйки, сами перхты - существа злобные, и встреча с ними под открытым небом не сулит путнику ничего хорошего. Как правило, в дом перхты проникают через дымоход.

Пикси (пагги, пигси, пизги).
В английском фольклоре фейри. Рост у пикси может быть каким угодно - от пяди до нормального человеческого. У типичного пикси рыжие волосы и курносый нос; он ходит в зеленой куртке, а на голове носит громадный островерхий колпак, который закрывает прищуренные, боящиеся солнечного света глаза. Утверждают, что днем пикси перекидываются в ежей и в таком виде бродят среди смертных. Их любимая забава - сбивать с дороги путников: не случайно о заплутавших говорят: «Пикси попутали». Еще они подбрасывают на дороги куски дерна - человек, наступивший на такой кусок, словно попадает в неведомую страну, все вокруг кажется ему незнакомым, хотя бы он находился в двух шагах от своего дома (в ирландском фольклоре для таких кусков существует свое название - заклятый дерн). Кроме того, пикси крадут лошадей, особенно жеребят, и до изнеможения гоняют их ночами по полям. После этого на полях остаются круги, похожие на ведьмины кольца. Если человек ступит в такой круг, он попадет в Волшебную Страну и останется в ней до конца своих дней. (Впрочем, если ступить в круг одной ногой, ничего страшного не случится: человек увидит танцующих фейри, но повредить ему или залучить его к себе они не смогут.)
Самый надежный способ прогнать пикси - это вывернуть наизнанку куртку или показать железный крест.
Впрочем, пикси довольно дружелюбны. Они ухаживают за заброшенными могилами, оставляют на них цветы, помогают по дому, выполняя ту же работу, что и брауни. Правда, домашняя работа им быстро надоедает и они бросают ее при первом же удобном случае. Если пикси подарить новую одежду, он тут же ее натянет и заявит, что больше работать не будет.
По некоторым источникам, пикси - духи детей, умерших до крещения; по другим - это духи друидов или язычников, отошедших в мир иной до пришествия Христа, а потому не попавших ни в рай, ни в ад (рая они не заслуживают, потому как язычники, а чтобы отправиться в ад, недостаточно много грешили).

Пилози.
Во французском фольклоре косматые духи с козлиными копытами вместо ног. Они приносят удачу в дом и живут в очаге. Местные жители очень их любят и потому не вешают над очагами подков, чтобы показать пилози, что их ждут.

Плант аннон.
В валлийском фольклоре подземные фейри, которые выходят в верхний мир через горные озера. Короля их зовут Гвин ап Нудд (согласно «Мабиногион», так же зовут и правителя Аннона - валлийской преисподней). К плант аннон принадлежат озерные девы (гуараггед аннон), волшебный скот (гуартег-и-ллин) и свора Аннона (кон аннон).

Плант рис тувн.
В валлийском фольклоре фейри, населяющие незримый край, в котором круглый год цветет некое чудесное растение, придающее этой земле невидимость. Миловидные и добродушные существа, ростом чуть ниже среднего, плант рис тувн любят бывать на людских рынках и платят за ничем не примечательные товары такие деньги, что с ними никто не может соперничать. Торговлю они ведут честно и помогают людям, которые отвечают им тем же.

Подземные жители. В шотландском фольклоре фейри, которые обитают в холмах и раз в две недели меняют место жительства, переселяясь из одного холма в другой. Больше о них ничего не известно - настолько замкнутый образ жизни они ведут.
Кроме того, этим именем иногда называют жителей холмов.

Подпольник.
В русском фольклоре разновидность домового, дух, обитающий в подполье, злобный и сварливый.

Полтергейст.
В различных фольклорно-«эзотерических» традициях общее название зловредных духов, изводящих людей стуком и грохотом и способных переломать всю мебель в доме.

Портуны.
В английском фольклоре маленькие фейри, о которых упоминает в своем сочинении средневековый хронист Жерве из Тилбюри. Они трудятся на полях, а по ночам разводят костры и поджаривают на огне лягушек, которых потом едят. Выглядят портуны как старички со сморщенными личиками и носят куртки в заплатах. Если нужно что-либо втащить в дом или выполнить другую тяжелую работу, они охотно за нее возьмутся. Любимое развлечение у них такое: подстеречь поздно вечером одинокого путника, схватить его лошадь за уздечку, завести в озеро и с громким хохотом исчезнуть.

Пука.
В валлийском и ирландском фольклоре оборотень, родич английского пака. Он во всем схож со своим родственником - и привычками, и повадками; разнятся они только обликом. У ирландского пуки козлиные рога и копыта, у валлийского - птичья голова, а фигурой он смахивает на головастика. Ирландский пука может перекидываться в осла и летучую мышь, в козла и в орла; в этом обличье он ради шутки похищает людей, поднимается с ними в небо и сбрасывает наземь. Чаще всего он превращается в лошадку, на которую так и хочется сесть. Но горе всаднику - лошадка с довольным ржанием пускается вскачь по холмам и оврагам, а под конец скидывает седока в канаву или в реку. Еще у пуки есть обыкновение притворяться бродячим огоньком: он заводит путников в болота и буераки и с громким хохотом исчезает.

Рарог.
В славянской мифологии огненный дух в образе птицы с искрящимися перьями или пышущего пламенем дракона, а также огненного вихря. Рарог вылупляется на свет из яйца, которое девять суток высиживает на печи человек. Этот дух признавался духом домашнего очага.
Схожие представления об огненных домашних духах существуют у балтийских народов.

Ригач.
В русском фольклоре домашний дух, обитающий в риге.

Роаны.
В шотландском фольклоре фейри, которые живут в воде и лишь время от времени выходят на сушу. В море они плавают под видом тюленей, а выходя на сушу, сбрасывают с себя тюленьи шкуры. Живут они в подводных дворцах из перламутра и жемчуга.
Роаны - самые добродушные и робкие изо всех фейри.

Робин Добрый Малый.
В английском фольклоре самый известный из хобгоблинов. Он прославился благодаря Шекспиру, который вывел его в своей пьесе «Сон в летнюю ночь».

Рохля.
В русском фольклоре домашний дух, обитающий в подполье. Рохлей пугают детей.

Рунгис (Рудзу Рунгитис).
В латышской мифологии домашний дух, нечто вроде славянского домового. Он приносит в дом зерно. Это оборотень, который чаще всего принимает облик черной кошки.

Рюбецали.
В немецком фольклоре проказливые духи, сбивающие с дороги путников. Это оборотни, способные принимать любое обличье. Всего и не перечислить - рюбецаль может перекинуться в дровосека и в монаха, в углежога и в охотника, в зверя и в птицу. Словом, ему не составит труда обернуться кем угодно. Рюбецали из чистого озорства напускают дожди и снегопады, превращают спелые плоды в золото или в мусор, уродуют людей - приращивают девушкам бороды, а мужчинам - рога. Обитают они в лесистых холмах и в горах.

Теги: домашние духи, малый народец, фейри, феи, лепреконы