Идолище - славянская мифология. В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь. 
В былинах описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем. 
А приехал поганое Идолище, 
А сидит за столами за дубовыми, 
А за ествами сидит он за сахарными, 
А к царице сидит он личинищем, 
А к царю сидит он хребетинищем... 
А  вот как изображается внешность его. 

А голова-то у Идолища как пивной котел. 
А между глаз идет стрела каленая, 
А в плечах у вора сажень косая та.., 

Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев» Здесь надо сказать, что Идолище боится и ненавидит Илью. Он запретил даже упоминать его имя. 

А кто помянет — А да такового у нас 
да нонь судом судить, 
А судом где судить, 
да живому не быть...

Из сравнения вариантов можно заключить, что Идолищу предсказана гибель от рук Ильи Муромца — поэтому он так боится встречи с богатырем. Когда Илья, переодевшись в платье калики перехожего, заходит в княжеские палаты. Идолище тотчас начинает расспрашивать его об Илье: не видел ли он его и как он выглядит. Возникает занятный диалог: 

— А велик ли у вас казак да 
Илья Муромец?.. 
— Не огромный наш казак да 
Илья Муромец — Уж он толь велик, как я же есть... 
— А помногу ли ваш ест да 
Илья Муромец?.. 
— Не помногу ест казак да 
Илья Муромец — По три он калачика крупивчатых... 
— Он помногу же ли да вина-то пьет?.. 
— Он один же пьет да нунь стаканец ли. 

Эти ответы вызывают у Идолища чувство превосходства. 

— Это что же есть да нынче за 
богатырь ли! 
Как нашии татарские богатыри 
По кулю да хлеба к выти* кушают, 
Не раз же по ведру вина да выпьют ли.

Теперь Идолище уверен, что Илья ему не страшен: 

— А был бы то ведь здесь да 
богатырь тот, 
Как я бы тут его на долонь ту клал, 
Другой рукой опять бы сверху прижал, 
А тут бы еще да ведь блин-то стал, 
Дунул бы его во чисто поле!

И тут смиренно слушавший его калика вдруг говорит в ответ:

— У нас как у попа было ростовского, 
Как была что корова обжориста, 
А много она ела, пила, тут и треснула, 
Тебе-то бы, поганому, да так же быть. 

Происходит молниеносный поединок: Идолище бросает в Илью «кинжалище», но богатырь увертывается и сам наносит удар «клюкой сорочинскою», то есть странническим посохом, отчего голова Идолища отлетает. Таким образом, предсказание сбывается. В былинах не раз возникает сходная ситуация: 
определенному богатырю суждено уничто-жить определенного противника (Добрыне — Змея, Илье — Соловья-разбойника).

Теги: русь, славяне, миф