Щелкан - персонаж русского эпоса. Но в отличие от Идолища или Соловья-разбойника, Щелкан -- персонаж исторической песни, которая относится, скорее всего, к середине XIII века. В его образе нет фантастических черт, нет ничего от мифологического чудовища: 
Щелкан — ханский представитель на Руси, баскак, занимающийся взиманием дани в Золотую Орду. Он действует в исторических обстоятельствах татарского ига. Песня о Щелкане — единственная, в сущности, песня, где воссоздана картина ига: царь Азвяк Таврулович раздает своим родственникам рус-ские города. Один из них — Щелкан — отправляется собирать дань: 
С князей брал по сту рублев, 
С бояр по пятидесят, 
С крестьян по пяти рублев; 
У которого денег нет, 
У того дитя возьмет; 
У которого дитя нет, 
У того жену возьмет; 
У которого жены-то нет, 
Того самого головой возьмет.

В другом варианте: 

Черт-от с улицы брал по куриие, 
Со избы брал он по петуху, 
Со бела двора он по добру коню, 
У кого коня нет, дак и жену возьмет, 
У кого жены нет, 
самого в полон возьмет. 
Где ли Щелкан побывал, 
Как будто Щелкан головней покатил.

По возвращении Щелкан просит царя «пожаловать» его «Тверью богатою». Царь готов сделать это, но предлагает страшное условие: 

— Гой еси. шурин мой Щелкан Дюдентевич! 
Заколи-тка ты сына своего, 
Сына любимого: 
Крови ты чашу нацеди, 
Выпей ты крови тоя, Крови горячия. 
И тогда я тебя пожалую Тверью старою, 
Тверью богатою...

Может быть, песня нарушает правдоподобие обстоятельств? Но этот эпизод раскрывает народное восприятие ордынских порядков — кровавый характер завоевания власти, получения ханского расположения и т. п. Щелкан без всяких колебаний выполняет условие царя и получает во владение Тверь. Согласно одной версии песни. Щелкана за его преступление проклинает его сестра: 

— Да чтобы тебе, брателку, 
Да туда-то уехати, 
Да назад не приехати, 
Да остыть бы те, брателко, 
Да на востром копье, 
На булатном на ножичке.

Этим грозным пожеланием данная версия завершается. 
Но есть версия, в которой как бы осуществляется проклятие сестры. Щелкан садится судьей в Твери. 

А. немного он судьею сидел: 
И вдовы-то бесчестити, 
Красны девицы позорити, 
Надо всеми надругатися, 
Над домами насмехатися.

В действиях Щелкана как бы осуществля-ются угрозы, которые в былинах сулили Киев} татарские цари, но которых им не удавалось претворить в жизнь из-за богатырей. В исторической песне с насильником расправляются не богатыри, а горожане, но представителями их выступают «два удалых Борисовича»: они словно бы замещают богатырей. «Мужики-богатые» жалуются им на Щелкана, Борисовичи идут к татарскому баскаку с подарками тот принимает их, но «чести им не воздал « зачванился, загорденился ». 

— И они с ним раздарили: 
Один ухватил за волосы, 
А другой за ноги, 
И тут его разорвали, 
Тут смерть ему случилася.

Такая расправа — не в духе былинного эпоса. В песне нет поединка: с насильником расправляются самым унизительным для него образом. Исследователи находят для Щелкана исторический прототип — это Шевкал, которого посылают в Тверь подавить крепнувшую княжескую власть. Насилия Шевкала привели к народному восстанию, в ходе которого ханского посланника убивают. Произошло это в 1327 году. Хан Узбек направил в Тверь карательную экспедицию, которая опустошила и разорила город. Между тем песня заканчивается стихом: «Ни на ком не сыскалося». 
Тем самым финал песни говорит о том, что народ имеет право на суд над насильниками и что кары с татарской стороны последовать не может. 
  А песенный Щелкан, лишь отдаленно связанный с летописным Шевкалом, вошел в народную память как персонаж, воплотивший в себе, 
с одной стороны, самые жестокие черты татарского ига, а с другой — его обреченность.

Теги: щелкан, русь, миф, славяне