Дракула - этот пополярный персонаж не обошел стороной и русские сказания, появившись в своеобразном виде.   
У Дракулы был исторический прототип — Влад Цепеш, который правил в Мунтении, то есть Восточной Валахии (ныне — часть Румынии) в середине XV века. Однако не станем литературный персонаж мерить соответствием или несоответствием реальной истории: у него своя судьба. Дракула стал героем европейской литературы, обрел вечную жизнь в перевоплощениях и благополучно дожил до наших дней (романы с красочными обложками на темы жестокостей Дракулы лежат на сегодняшних книжных лотках). Считается, что автором русской повести был известный Федор Курицын. В качестве посла Ивана III он несколько лет провел при дворе венгерского короля Матиаса Корвина, там, видимо, он и наслушался рассказов о жестоком правителе и под их впечатлением сочинил свою повесть. Сочинил не только для занимательного чтения, но и для назидания русским людям того времени (80-х годов XV века). О чем же это «Сказание о мутьянском воеводе Дракуле»? Вот ее начало: «Был в Мунтянской земле воевода, христианин греческой веры, имя его повалашски Дракула, а по-нашему — Дьявол. Так жесток и мудр был, что каково имя, такова была и жизнь его». Повесть состоит из ряда эпизодов, по-старинному сказать — из анекдотов: каждый из них вполне самостоятелен и почти не связан с другими, но в целом они дают единый портрет героя. В анекдотах не только события, но и их осмысление — оно выражено устами самого ли Дракулы, других персонажей или автора. Так что читатель волей-неволей вовлекается в обсуждение событий, в политическую, нравственную, даже философскую подчас оценку поступков Дракулы и вообще его личности. Вся деятельность Дракулы сводится к борьбе: со злом в его бесчисленных разновидностях, с пороками и слабостями людей, с их поведением, если оно противоречит его собственным понятиям и правилам, с инакомыслием. Все это он лечит, но весьма крайними средствами — смертью или кровавым наказанием, у. При этом наказание не соразмеряется со степенью вины. Если же Дракула кого-то хвалит, то при этом тут же предупреждает, что казнил бы его, поступи тот не так. Турецкие послы явились к нему и не сняли свои колпаки, объяснив, что таков их обычай. Тогда Дракула велел прибить колпаки к го-ловам послов железными гвоздиками, чтобы они и впредь всегда крепко держались. Вероломству его не было предела. Дракула согласился на мир с турецким царем, и тот разрешил ему войти в свои пределы и согласился взять его на службу, но Дракула, пройдя в глубь страны, вдруг повернул назад и на обратном пути разорил часть ее, перебил и пленил многих, казня всех с невероятной жестокостью. 
Но тут же говорится, что от грозного вершителя справедливого суда Дракулы не могли откупиться те, кто совершал преступления, грабил, обманывал, обижал и т. д. И рядом с этим другой эпизод: Дракула созвал бесчисленное множество нищих и бродяг, они пришли в надежде на милостыню. Он собрал их в одном помещении, велел на-кормить и напоить, а затем запереть и сжечь всех. При этом он объявил, что освобождает их всех от несчастья. А боярам объяснил смысл поступка: пусть в его земле не будет нищих, а будут одни богатые, и пусть у него никто не страдает от бедности и болезней. А вот пример доброго дела: у приезжего купца украли деньги. Под угрозой гибели всему городу деньги вернули, а Дракула велел подложить в них лишний дукат. Купец утром принес его государю, и тот сказал: «Если бы не сказал мне о лишнем дукате, то посадил бы тебя на кол вместе с вором». Кол -- самое популярное орудие казни у Дракулы: на него попадают женщины неправедного поведения; жена, плохо ухаживающая за своим мужем; слуга, заявивший, что не может выносить смрада от тел казненных; посол чу-жой страны, который не сумел ответить на вопросы Дракулы. Послу он объяснял мотивы своего решения так: «Если государь твой, зная, что неумен ты и неопытен, послал тебя ко мне, многомудрому государю, то твой государь и убил тебя; если же ты сам решился идти, неученый, то сам себя и убил». Казнив посла, Дракула отправлял чужому государю грамоту, чтобы тот впредь не присылал глупого и неученого мужа к многомудрому государю. 
Печально завершилась жизнь Дракулы. Венгерский король Матьяш пошел на него войной, они сражались, но изменники выдали Дракулу королю, который велел бросить его в темницу. Двенадцать лет провел Дракула в заточении в Вышеграде на Дунае. Он и здесь не оставил своих злодейских привычек, только теперь уже не мог обращать их против людей — ловил мышей или покупал птиц и мучил их — сажал на кол, отрезал головы, отпускал птиц на волю, выщипав перья. Наконец, король решил дать Дракуле свободу и даже вернуть ему воеводство, но с одним условием: чтобы он перешел в католическую веру. А если откажется, то останется в темнице до самой смерти. Как пишет православный автор, Дракула не вынес тягот заключения и «отдал себя на вечные муки», оставив нашу православную веру и приняв «ложное учение католическое». Воеводой Дракула прожил еще десять лет и был убит в сражении с турками. История о Дракуле, изложенная в конце XV века, имела большой общественный и политический смысл. Уходили в прошлое времена феодальной раздробленности с постоянными столкновениями между правителями, с отсутствием прочной власти, с господством беззакония. Наступало время единой государственной власти — королевской, царской — с едиными законами и порядком. Какой должна быть эта власть — вот вопрос, который волновал одинаково и Европу, и Русь. Идея «справедливого государя» прижилась во всей европейской литературе. «Справедливость» царя должна была опираться на порядок и силу. Жестокость оправдывалась как способ наведения порядка и преодоления феодального произвола. «Справедливому» царю противопоставлялся «злой» царь. В повести о Дракуле и сплелись в сложный клубок эти живые проблемы русской жизни. Федор Курицын не оправдывал жестокостей Дракулы, но иногда как бы пытался объяснить их необходимость.

Теги: дракула, миф, русь, славяне