Полудницы/полуденицы/полуденницы — в славянской мифологии вид относится к берегиням поля или земли.

http://s009.radikal.ru/i310/1107/2d/5171a1b83046.jpg
(Андрей Клименко. Полуденица. 1979)
Рождаются и умирают вместе с полем, к которому относятся. Дух жаркого полудня, настигающий тех, кто работает в поле в полдень (по народному обычаю в полдень следовало отдыхать). Оставленного в поле без присмотра ребёнка похищает или же может заменить своим собственным. Если встретить полудницу в полдень, то она может начать загадывать загадки, если не разгадать — может защекотать до полусмерти.
Чтобы избежать смерти при встрече с ней, рекомендовалось говорить с ней долго, отвечать очень подробно, так как после полудня она теряет свою силу и исчезает.
Несмотря на предписываемую полудницам жестокость, убить они могут только того работника или путника, который не соблюдает обычаев и живет жизнью грешной, не уважая богов. Считается, что именно полудницей может быть проверен вор или убийца. Благодаря чутью всех берегинь, любой мог доказать свою невиновность. Если он выживет после встречи с полудницей, то бывать ему на этом свете. Существует много способов обережения от берегини при близкой встрече. Один из них — поскольку полудница пополудни исчезает, предписывалось отвечать ей долго, медленно, тщательно все объясняя.
Это нашло отражение в обычае крестьян отдыхать в середине дня – времени наибольшей активности солнца, когда всевозможные дневные духи и сущности обретали наибольшую силу. Поэтому  ближе к полудню славяне прятались  в домах и запили ставни, а кого застал полдень в поле — прятались  под телегами и старались поскорей уснуть — только бы не перейти дорогу полуденной хозяйке.
Если путнику следовало остановиться возле поля, на котором существовали полудницы, следовало оставить подле поля чашу медовухи и часть своей трапезы. Молиться и вежливо общаться с духами, если они все-таки появятся.
Полудницы представлялись в виде девушек (иногда и юношей) в белом прозрачном платье или косматой старухи. Чаще всего появляются на ржаных полях во время жатвы, отсюда второе название — «ржаницы», «ржицы».

http://s16.radikal.ru/i191/1107/09/35e64c259fdd.jpg

Могут завлечь путешественника, уморить его крепким сном, после которого тот может и не проснуться, сам становясь полудницей.
Она также может заманивать лакомствами детей в рожь, где они долго потом блуждают.
Полудницы любят плясать, причем переплясать их никто не может: могут плясать без устали до вечерней зари. Если же найдется девушка, которая сумеет переплясать, то по преданиям, полудница одарит ее невиданно богатым приданым.
Часто считаются одним из видов русалок, поэтому иногда их называют «полевые русалки». Однако некоторые исследователи славянского эпоса считают полудениц отдельным видом духов, которые взаимодействуют с полевым.

http://forumupload.ru/uploads/0004/fb/08/20715-2-f.png

Полуденица в искусстве

Одна из баллад из произведения Яромира Эрбена "Букет" (основанных на чешских легендах):

Полудница

У скамьи стояла крошка,
в крике гнулась, корчилась.
«Помолчи ты, хоть немножко,
цыганенок порченый!»

«Жду: придет с работы батя,—
печь еще по топлена,
не даешь ты мне, проклятый,
жить своими воплями!»

«Вот гусарик, вот петрушка,
петушок хорошенький!
На! Играй!» — Но все игрушки
бац! и в угол брошены.

И опять надрывным криком
несмышленыш нудится;
«Погоди ж, чертенок! Мигом
вызову Полудницу!»

«Эй, Полудница, приди-ка,
век мне с ним, что ль, маяться!»
Глядь — пред кем-то двери тихо
сами открываются.

Появилась на пороге
с темным ликом карлица;
кривы руки, кривы ноги,
голос громом катится!

«Подавай дитя!» «Всевышний!
пусть того не сбудется!»
Мать от страха еле дышит, —
к ней идет Полудница!

Подбирается бесшумн
дымной тенью стелется;
мать уже полубезумна:
глянуть не осмелится;

сжав дитя, его колышет,
темен взор безрадостный,
а Полудница все ближе,
вот совсем уж рядом с ней.

Простирает клешни-руки. —
Мать без сил, без памяти:
«О, Христа святые муки!»
и — на землю замертво.

Раз, два, три... Часы бьют полдень,
звон их чуть кончается, —
двери дрогнула щеколда:
муж домой является.

Женщина, ребенка стиснув,
пала, как обрушена;
мать еще вернули к жизни,
а дитя — задушено.

По мотивам Антонином Дворжаком была написана симфоническая поэма Polednice:

[audio]http://www1.zippyshare.com/v/2094310/file.html[/audio]

А Брабец экранизировал весь "Букет", в том числе и Полуденницу (одна из самых страшных историй, на мой взгляд):

Polednice

Теги: полудница, духи природы, славянская мифология