Обнаружить причины сегодняшнего успеха Трики не так уж и сложно. Во-первых, он решительно отказывается от любых стилистических рамок, в которые его пытаются запихнуть все, кому не лень. Во-вторых, он определенно очень талантливый музыкант, уверенный, что делает музыку на секвенсоре размером с коробку из-под обуви не хуже, чем другие музыканты на вагонах новейшего оборудования. По его мнению, создание музыки - это магический процесс, а не набор дорогостоящих эффектов и технологий конца ХХ века.
Adrian Thaws (это настоящее имя Трики) родился в 1964 году в Бристоле (Англия), на родине таких музыкальных легенд, как Liz Frazer (COCTEAU TWINS), а также Roni Size и Reprazent. Сразу после его рождения отец ушел из семьи, а спустя 4 года мать покончила с собой. Воспитанием Трики занялась его бабка, уроженка Ганы (сам Трики - квартерон: его мать мулатка, а отец - белый). Но вскоре он стал отбиваться от рук. В возрасте 15 лет он бросил школу, спустя два года вернулся в нее, но вскоре был оттуда выгнан. Школу ему заменила одна из многочисленных в его районе Knowle West уличных банд, членом которой он стал. “У всех нас было оружие, и все мы хотели стать гангстерами. Если бы я не уехал оттуда, я бы не дожил до своих лет. Я был слишком мягким, бабушка меня баловала”, - говорил Трики несколько лет назад. Но, как видно, это не помешало ему после стать главарем одной из банд, занимавшейся грабежами, угонами автомобилей, кражами и продажей наркотиков. И совсем недавно Трики заявляет: “Люди, слыша мою мрачную и угрюмую музыку, считают меня каким-то настоящим злодеем. И если я признался, что немного приторговывал марихуаной и психоделиками, то это “немного” вскоре превратилось в прессе в десятки килограммов, а потом и того хуже - что я еще и оружие продавал. Где же теперь искать правду? С тех пор как моя музыка была названа неординарной, люди решили, что у меня и жизнь такая же. А на самом-то деле я обычный человек. Обычный, как сэндвич с сыром”.
Как бы там ни было, но где-то в возрасте 19 лет Трики вдруг заинтересовался хип-хопом (до этого его кумирами была Prince, Tom Waits и Nina Simone). Он знакомится и начинает сотрудничать с группой бристольских ди-джеев, певцов, музыкантов, МС и продюсеров, объединенных под названием WILD BUNCH. Одним из них был и NelleeHooper, который позже добился мировой известности, продюсируя SOUL II SOUL, Bjork и U2. Выступления WILD BUNCH всегда отличались экстравагантностью, и в основном, благодаря Трики. Во времена, когда бристольские рэпперы занимались подражанием своим коллегам из Южного Бронкса, Трики выдавал что-то свое. Его отличали оригинальный провинциальный акцент и не менее оригинальный сценический имидж. На вечеринках он любил пощеголять в женских платьях. Говорят, что страсть к женской одежде у Трики еще со школы, и он как-то даже заплатил однокласснику за то, чтобы тот украл для него что-нибудь из предметов женского гардероба из раздевалки.
Позже несколько участников WILD BUNCH решили организовать свое детище. Новый коллектив был назван MASSIVE ATTACK, и Трики сразу получил приглашение присоединиться к нему. В 1991 году мир стал свидетелем их блестящего дебюта под названием “Blue Lines”, на котором Трики значился как соавтор и соисполнитель трех песен. Но все же первым его записанным материалом является появившееся в том же году на компиляции “The Hard Sell"” клаустрофобное даб-рэгги-творение “Nothing's Clear”. Этот трек был спродюсирован Трики и Geoff Barrow, который позже вместе с Beth Gibbons сформировал PORTISHEAD. Написав еще два трека для следующего альбома MASSIVE ATTACK 1994 года “Protection”, Трики из-за участившихся конфликтов с Mushroom прекращает работать в группе и переезжает в Лондон с целью начать сольную карьеру.
Во время одного из своих приездов в Бристоль, шляясь у одной из частных школ, Трики знакомится с 16-летней девушкой по имени Мартина. Они разговорились и явно стали симпатичны друг другу, так как вскоре Мартина переехала к нему жить. Трики предлагает ей исполнить несколько строк, которые он написал на свою музыку, и она соглашается. Готовую песню Трики показывает MASSIVE ATTACK, еще раз предлагая сотрудничество. Но их это не впечатлило, и своими силами Трики отпечатал и распространил несколько тысяч копий сингла “Aftermath”. Этот медленно преследующий наркотический клубок хип-хоп-блюза вкупе с грустными воздушными вокалами имел оглушительный успех, что привело к контракту с Island Records на два последующих полноценных альбома. В 1994 году выходят синглы “Overcome“ и пугающе мрачный “Ponderosa”, содержащий слова: “Я напиваюсь до беспамятства и обкуриваюсь до потери рассудка” и сопровождаемый безумным расстроенным пианино.
Успех первого альбома “Maxinquaye” (мать Tricky звали Maxine Quaye), выпущенного в 1995 году, искренне удивил Tricky. Ведь стилистически данный альбом находился очень далеко от привычных британских поп-, рок- и танцевальных веяний того времени. Но он сразу вошел в UK Top 40 на 3-е место и продержался там дольше, чем кто-либо мог бы предположить. Завоевав золотой статус, LP поднял ураган хвалебных статей в журналах типа “NME”, “Melody Maker” и “The Face”. “Maxinquaye” скрывает в себе позитивно гипнотический, галлюциногенный саунд на основе мрачных мелодий, размеренного ритма хип-хопа, опьяняющей сексуальности женского вокала и прокуренного голоса Трики, рассказывающего о паранойе, клаустофобии, страхах и сексуальных расстройствах. Британские критики в попытке определить стиль музыки Трики, который сочетал в себе эстетику хип-хопа с эмбиентом и другими направлениями, назвали его трип-хопом и стали применять этот термин как относительно Трики, так и PORTICHEAD, и MASSIVE ATTACK, а “Maxinquaye” был провозглашен образцом жанра. Трики же получил от прессы титул “Его Величество Трип-хоп”, что его вовсе не обрадовало.
“Все эти разговоры о новом жанре трип-хоп - продукт жизнедеятельности собачье! Что за трип-хоп? Уж если я его изобрел, то почему бы не назвать его “трики-хоп”? И если я, Трики, это “Его Величество Трип-хоп”, то fuck it, я хотел бы сменить свое имя. Хотел бы я знать, что за придурок придумал этот титул. Моя основа - хип-хоп, так называемый “weird hip-hop”, который довольно далек от того, что называют мэйнстримом. Но вообще я против всех этих ограничений. Я видел свое имя не только в хип-хоповых чартах, но и роковых, блюзовых, танцевальных, джазовых. Я даю своей музыке говорить за себя и не боюсь поэтому носить платье на сцене. Я делаю то, что мне нравится, и не собираюсь себя причислять к чему-то и не хочу, чтобы меня причисляли. Если радио или MTV захотят прокрутить мою музыку - пожалуйста! Но если ради этого надо будет изменить ее - fuck it! Я не хочу зависеть от радио или MTV. Я просто хочу создавать энергию, музыкальную энергию, - говорит Трики. - И потом, откуда появились все эти группы? Я и не думал, что люди станут просто тупо копировать “Maxinquaye”. Это ведь просто звуки, шумы. Это тогда, еще до его выхода, было свежо, но не теперь. Теперь это музыка чартов. “Maxinquaye” стал поп-альбомом. Сумасшествие, правда? Вот именно поэтому я и должен двигаться дальше”.
И двинулся. В том же 1995-м он записывает две песни для фильма “Ворон-2. Город ангелов” (“The Crow-II. City Of Angels”), одну вместе с группой BUSH, другую - с проектом WU-TANG CLAN, THE GRAVEDIGGAZ. Также он работает с Bjork, Luscious Jackson, WHALE. В конце года выходит альбом - плод совместных усилий “Tricky Vs. GRAVEDIGGAZ” и сингл “I Be The Prophet”, но под вывеской STARVING SOULS, а также “Hell” ЕР Tricky, в который вошли как уже знакомые, так и абсолютно новые песни.
Когда представилась возможность сделать еще один альбом, похожий на “Maxinquaye”, Трики заявил: “Если бы я сделал еще один такой альбом, то он сделал бы меня еще в 10 раз популярнее. Я стал бы важным, имел бы горы денег… Но я не пошел по этой дорожке, так как это было бы слишком предсказуемо, люди ждали этого от меня. А я не хочу быть подконтрольным“. И в феврале 1996 года вышел проект под названием “Nearly God”, альбом, который Трики записал на собственном лейбле Durban Poison вместе с самыми разными исполнителями, среди которых Мартина, Terry Hall, Alison Moyet, Neneh Cherry, Damon Albarn, Cath Cottey, Kate Shaw, Ded Madden и Bjork. Его тесная связь с последней (которая, кстати, имеет репутацию девушки, флиртующей со своими продюсерами) привела к драке с ее тогдашним бойфрендом Goldie (в следующем году у Трики был роман с Gery Halliwell). “Nearly God” был намного мягче, спокойнее и лаконичнее, чем дебютный релиз. Он получил хорошие отзывы критиков, с радостью был принят поклонниками, но игнорировался радио. Для этого альбома Трики записал свои версии песен мистических SIOUXIE AND THE BANSHEES, “Judas” легендарных DEPECHE MODE и своего любимого Ricky Walters (на “Maxinquaye” можно найти отличную версию “Black Steel In The Hour Of Chaos” PUBLIC ENEMY). И хотя их оригиналы невозможно было бы представить на одном диске, Трики сделал их в одном своем ключе. Сразу после завершения работы он едет в Нью-Йорк, где его ждет сотрудничество с трио андерграундных рэпперов GRASSROOTS. И уже в сентябре под руководством Трики в США выходит их ЕР.
А спустя два месяца вышел новый альбом “Pre-Millenium Tension”, который Трики и Мартина записывали на Ямайке. Диск получил самые противоречивые отзывы критиков. Тем не менее Трики видит признаки своей растущей популярности: включение его клипов в горячую ротацию MTV, приглашение сняться вместе с Брюсом Уиллисом в фильме “Пятый элемент” (“The Fifth Element”), работа по продюсированию и ремикшированию GARBAGE, RZA, PORNO FOR PYROS, THE DOGG POUND, Elvis Costello, Yoko Ono, Grace Jones и др. “После успешного дебюта я потерял цель. Казалось, она уже достигнута. Но в случае “Pre-Millenium Tension” я и не рассчитывал на успех. Я делал альбом больше для себя. И я не считаю это музыкой, которую можно слушать за обедом”, - говорит Трики. Действительно, музыка стала злее, напористее, появились более агрессивные ударные и “more in-your-face vibe”. Но как и прежде мозаику из эмбиента, даба, соул, блюза и хип-хопа дополняет Мартина своим парящим в воздухе вокалом и неторопливый речитатив Трики. “Музыкально, думаю, я, как никто другой, приблизился к панку. Не в плане громких и резких гитар, а в плане энергии и позиции, что я просто могу сказать или сделать то, что я, вашу мать, хочу делать и говорить”. Открывает альбом агрессивный автобиографический трек “Tricky Kid”; “Vent” рассказывает о приступе астмы, который едва не привел к смерти Трики; “Piano” берет свой сюжет без французского фильма конца 70-х “A Little Romance”. Остальные песни Трики называет “просто беспорядочным нагромождением слов без всякой связи между ними”. В альбом вошли и две кавер-версии: “Bad Dream” Chill Rob G и “Lyrics Of Fury” Eric B. & Rakim. В декабре 1996 года в трех вариантах вышел сингл “Tricky Kid”, который включал в себя массу не издававшегося ранее материала, ремиксы и концертные версии.
Вскоре, в 1997 году, в прессе стали появляться высказывания Трики о недоверии к музыкальной индустрии. Это было обосновано тем, что президент PolyGram Records Eric Kronfeld как-то позволил себе пренебрежительно отозваться о чернокожих в музыкальном бизнесе. Трики решил ответить ему, записав песню “Divine Comedy”, в которой выражает свое презрение к таким людям. Вскоре Кронфельд был снят с поста президента (хотя послужила ли поводом к этому данная песня, до сих пор остается под вопросом). Еще одним огорчением для Трики стало посягательство на его родословную. В начале 1998 года музыкант по имени Finley Quaye решил поднять свою популярность. Используя для этого фамилию, он объявил себя дядей Трики, чем привлек к себе много внимания со стороны радио и прессы. Разгневавшись на эти попытки сыграть на фамилии его матери, Трики теперь утверждает, что у него нет никаких родственников.
Кочевой образ жизни Трики приводит к его переезду в Нью-Йорк, куда вслед за ним устремляется его девушка и коллега Мартина с их ребенком. Там же они записывали свой последний на сегодняшний день альбом “Angels With Dirty Faces”. В MTV News Трики сказал, что, возможно, это последний альбом, над которым с ним работала Трики, так как она решила сейчас серьезно заняться воспитанием их дочери. Первый сингл из альбома “Broken Homes” был записан при участии PJ Harvey, подружки Трики с Island Records, с которой они гастролировали в 1995 году. Как говорит Трики, эта песня была навеяна убийством бруклинского рэппера Notorious B.I.G.. Вообще этот альбом не такой параноидальный, как его предшественники, но это и не “героиновый поп”, как его окрестили в “NME”. Все песни альбома затрагивают серьезные темы, проблемы человеческой жизни.
У Трики огромное количество планов на будущее: запись хип-хоповой группы DRUNKENSTEINS, запись серии положенных на музыку устных рассказов бристольских гангстеров, переговоры о сотрудничестве с Marilyn Manson. Ему предлагают роли в кино, о нем пишут в журналах, многие музыканты мечтают с ним поработать… “Люди говорят, что я плодовитый. Все это на самом деле из-за того, что я не могу долго концентрироваться на чем-то одном. Ведь создание музыки - это вдохновение. Если оно есть, я готов делать все сразу, а если нет, то я неделями могу лежать на диване и курить, пока в голову не придет что-то, из чего может что-нибудь получиться”, - признается Трики.
17 августа в продаже должен был появиться новый альбом Трики “Juxtapose”. Изначально этот проект задумывался как совместный, в котором должны были на равных правах участвовать Трики и DJ Muggs (CYPRESS HILL). По ходу этот альбом трансформировался в новую “abstract-ghetto beats“ запись Трики, сделанную в союзе с малоизвестным Dame Grease, продюсером DMX, RUFF RYDERS, Lil' Cease. Вообще-то DJ Muggs и Трики вдвоем сделали более дюжины песен и даже уже наметили скелет альбома. И в последний момент Трики решил, что качество выполненной работы его не устраивает. “Я хотел, чтобы Muggs, поработав над музыкой, записанной мною, сделал из нее подобие классического хип-хопа. А он вроде бы и достал из моей музыки все альтернативное, но хип-хопа я так и не получил. Мне хотелось бы, чтобы меня слушали не только поклонники андерграунда, но и те, кому нравится DMX и Puffy Combs”,- поясняет Трики. Dame Grease, как видно, настолько ему в этом помог, что сразу получил приглашение работать с исполнителями его лейбла Durban Poison. Песен, к которым приложил руку DJ Muggs, на “Juxtapose” осталось всего три. На одной из них, “Contradictive”, он обеспечивает и партии вокала. На остальных треках этим занимается Street Dog (он же Mad Dog), еще один британский рэппер с Durban Poison.
Трики скромничает: “Да, “Juxtapose” экспериментален и хорош этим. Но так бывает не всегда. Не любую новую музыку можно назвать стоящей. Что с того, что Mo' Wax понавыпустили столько всякой этой уродской, дерьмовой музыки. Да, она новая, но совсем не продвинутая. Это продукт жизнедеятельности , на котором Mo' Wax может заработать деньги. Но так как мы живем во времена экспериментов, то приходится с этим смириться. Я еще рад, что хоть что-то могу делать. Я должен помнить каждый день о том, насколько мне повезло. Ведь там, откуда я родом, в Бристоле, у людей вообще практически нет шансов пробиться. Мне просто очень повезло”.
Альбоми:
1995 — Maxinquaye
1996 — Nearly God
1996 — Grassroots (EP)
1996 — Pre-Millennium Tension
1998 — Angels With Dirty Faces
1999 — Juxtapose
2001 — Mission Accomplished (EP)
2001 — Blowback
2002 — A Ruff Guide (сборник)
2003 — Vulnerable
2008 - Knowle West Boy