Наука способна взвесить, измерить и описать труп умершего и т.д, но не в состоянии сказать, происходит ли после смерти что-то духовное. Она исходит из представления (хотя и не всеми разделяемого), что души нет, а "мертвый - значит мертвый". Ряд ученых отстаивает такую точку зрения, как будто это факт, доказанный опытным путем. На самом же деле научная точка зрения в данном вопросе является по сути религиозной, поскольку выражает страстную веру в не существование души, не имея свидетельства в поддержку такого утверждения.
Религия столь же страстно занимает прямо противоположную позицию, но на столь же зыбкой почве. Не существует научного доказательства существования всяческих религиозных небес, преисподних и загробных царств. Тем не менее религиозная (духовная) точка зрения заключается в том, что душа существует, предстанет перед судом после смерти, может претерпевать множество преобразований формы и вообще возродиться.
Такие противоположные точки зрения, естественно, побуждают мыслящих людей задумываться об универсальном характере закона физической смерти и о своей собственной судьбе. Одним из таких людей, согласно индийской священной книге "Ката Упанишад", был Начикетас, храбрый и любознательный молодой человек, который нашел дорогу к "Дому мертвых" и заслужил право потребовать исполнения своего желания у Ямы, индуистского бога смерти.
Начикетас: "Вот сомнение касательно человека, который умер: "Он существует", говорят одни; "Он не существует", говорят другие. Желание мое в том, чтобы ты преподал мне знание этого...
Яма: Закон этот неуловим и не легко может быть познан... Выбери и попроси у меня что-нибудь иное, Начикетас. Попроси столетних сыновей и внуков, попроси много скота, слонов, золота, лошадей... Попроси богатства и долгих дней...
Начикетас: Завтра все эти зыбкие вещи ускользнут из рук смертных... Не в богатстве удовлетворение человека. Неужели, увидев тебя, мы изберем богатство? Пожелаем ли мы жизнь, зная, что она - в твоей власти?.. Скажи мне, с чем связаны людские сомнения: что там, в Великом Потустороннем? Желая приблизиться к познанию этой тайны, я, Начикетас, не имею других желаний.
Яма: Воистину ты, о Начикетас, встретившись с этими мнимыми богатствами, столь любимыми людьми, прошел мимо них. Ты пренебрег тем, в чем погрязли многие люди... Великое Потустороннее сияет не для ребенка, которого уводит в сторону соблазн обладания... "Вот мир, и другого нет", думает он, и вновь и вновь попадает в мою власть... Ты же настойчиво ищешь правды; вопрошающий подобно тебе, Начикетас, может прийти к нам".
Яма, бог материальной смерти, затем формулирует одно из наиболее ярких положений рукописи, связанное с природой души, "которая никогда не рождается
и не умирает, ниоткуда не происходит и ни во что не превращается":
"Нерожденная, вечная, существующая вне памяти, эта древняя сущность не может быть убита, когда убивают тело... Меньше малого, больше величайшего, она скрыта в сердце человека... Понимая это... мудрый человек не может предаваться горю... Бестелесная в телах, устойчивая среди неустойчивого... она освобождается изо рта смерти ".
Теги: начикетас, смерть, боги,индуизм