Идолище - славянская мифология. В эпических песнях и сказаниях многих народов воспевается борьба героев-богатырей с мифологическими существами, которые представляют враждебный людям мир: это змеи, драконы, чудовища, наделенные одновременно человеческими и звериными свойствами, фантастические птицы и т. д. В былинах на эти существа переносятся черты исторических, этнических врагов Руси, иноземных захватчиков и насильников. У них нет конкретных прототипов, но в их образах и в их действиях отложились народные впечатления от внешних врагов, совершавших нашествия и набеги на Русь.
В былинах описывается, как Идолище в отсутствие богатырей овладевает Киевом и хозяйничает в нем.
А приехал поганое Идолище,
А сидит за столами за дубовыми,
А за ествами сидит он за сахарными,
А к царице сидит он личинищем,
А к царю сидит он хребетинищем...
А вот как изображается внешность его.
А голова-то у Идолища как пивной котел.
А между глаз идет стрела каленая,
А в плечах у вора сажень косая та..,
Илья Муромец узнает о происходящем и спешит в Киев» Здесь надо сказать, что Идолище боится и ненавидит Илью. Он запретил даже упоминать его имя.
А кто помянет — А да такового у нас
да нонь судом судить,
А судом где судить,
да живому не быть...
Из сравнения вариантов можно заключить, что Идолищу предсказана гибель от рук Ильи Муромца — поэтому он так боится встречи с богатырем. Когда Илья, переодевшись в платье калики перехожего, заходит в княжеские палаты. Идолище тотчас начинает расспрашивать его об Илье: не видел ли он его и как он выглядит. Возникает занятный диалог:
— А велик ли у вас казак да
Илья Муромец?..
— Не огромный наш казак да
Илья Муромец — Уж он толь велик, как я же есть...
— А помногу ли ваш ест да
Илья Муромец?..
— Не помногу ест казак да
Илья Муромец — По три он калачика крупивчатых...
— Он помногу же ли да вина-то пьет?..
— Он один же пьет да нунь стаканец ли.
Эти ответы вызывают у Идолища чувство превосходства.
— Это что же есть да нынче за
богатырь ли!
Как нашии татарские богатыри
По кулю да хлеба к выти* кушают,
Не раз же по ведру вина да выпьют ли.
Теперь Идолище уверен, что Илья ему не страшен:
— А был бы то ведь здесь да
богатырь тот,
Как я бы тут его на долонь ту клал,
Другой рукой опять бы сверху прижал,
А тут бы еще да ведь блин-то стал,
Дунул бы его во чисто поле!
И тут смиренно слушавший его калика вдруг говорит в ответ:
— У нас как у попа было ростовского,
Как была что корова обжориста,
А много она ела, пила, тут и треснула,
Тебе-то бы, поганому, да так же быть.
Происходит молниеносный поединок: Идолище бросает в Илью «кинжалище», но богатырь увертывается и сам наносит удар «клюкой сорочинскою», то есть странническим посохом, отчего голова Идолища отлетает. Таким образом, предсказание сбывается. В былинах не раз возникает сходная ситуация:
определенному богатырю суждено уничто-жить определенного противника (Добрыне — Змея, Илье — Соловья-разбойника).
Теги: русь, славяне, миф