Масонские ритуалы
Принятие в ложу
При приеме в масонство от вновь вступающего требуются гарантии. Желающий сделаться вольным каменщиком должен заручиться рекомендацией кого-либо из членов той ложи, в которую он желает быть принятым.
Затем наступает сложнейшая церемония приема - это ряд посвящения в первую масонскую степень ученика. В назначенный день и час поручитель, завязав профану глаза, вез его в помещение ложи, где все приглашенные каменщики уже находились в сборе.
Посвящаемый ступал на начертанные знаки на ковре, не понимая еще масонского значения его символических фигур: тайна символов разоблачалась только давшим клятву сохранения тайны и соблюдения орденских знаков. Свое решение вступить в братство посвященный скреплял не только клятвой на Библии, но и на обнаженном мече, предавая в случае измены свою душу вечному проклятию, а свое тело - смерти от суда братьев.
Посвящаемый читал затем следующий текст клятвы: «Клянусь, во имя Верховного Строителя всех миров, никогда и никому не открывать без приказания от ордена тайны знаков, прикосновении, слов доктрины и обычаев и хранить вечное мол-
чание, обещаю и клянусь ни в чем не изменять ему ни пером, ни знаком, ни словом, ни телодвижением, а также никому не передавать о нем, ни для рассказа, ни для письма, ни для печати или всякого другого изображения и никогда не разглашать того, что мне теперь уже известно и что может быть вверено впоследствии. Если я не сдержу этой клятвы, то обязываюсь подвергнуться следующему наказанию: да сожгут и испепелят мне уста раскаленным железом, да отсекут мне руку, да вырвут у меня изо рта язык, да перережут мне горло, да будет повешен мой труп посреди ложи при посвящении нового брата, как предмет проклятия и ужаса, да сожгут его потом и да рассеют пепел по воздуху, чтобы на земле не осталась ни следа, ни памяти изменника».
Принимаемому вручается белый кожаный запон (фартук) как знак, что профан вступил в братство каменщиков, созидающих великий храм человечества; ему дают лопаточку серебряную, неполированную, «ибо отполирует ее употребление при охранении сердец от нападения от расщепляющей силы», пару белых мужских рукавиц — в напоминание того, что лишь чистыми помыслами, непорочною жизнью, можно надеяться возвести храм премудрости.
Посвящение в ученики
Вступление в масонское братство, пишет Н. Боголюбов, осуществляется по рекомендации уважаемых его членов, после прохождения новичком испытательного срока, который завершался многочасовым пребыванием в кабинете размышлений. Если братья признавали новичка достойным приступить к духовной работе, его принимали в ложу в качестве ученика, а иногда сразу в подмастерья.
Ритуал посвящения был достаточно сложным и соблюдался в мельчайших деталях, которые в различных ложах могли различаться. Однако основные элементы ритуала были весьма устойчивыми в течение столетий. Новичку обнажали до колена Левую ногу и правое плечо, что символизировало полную открытость перед будущей жизнью и собратьями, завязывали глаза и окружным путем по переходам и лестницам проводили в смещение ложи. При этом он мог подвергаться легким ударам, испытанию огнем, прикосновению шпаг - так испытывали его стойкость и мужество.
В ложе с него резко снимали повязку и устремляли в лицо яркий свет. Посвящаемый оказывался перед возвышением, на котором стоял гроб. В этом гробу лежал «мертвец» — либо один из братьев, игравший роль мертвеца, либо скелет или кукла. В масонском ритуале символы смерти — череп, гроб с костями и другие играли важнейшую роль. Несомненно, в этом был элемент игровой тайны, «нестрашного» ужаса, неизменно притягивающего человека.
Посвящение в степень мастера
В храме опускается траурная завеса, украшенная жемчужинами — символом слез. Солнце закрыто вуалью. В центре храма гроб мастера и ветвь акации. Все готово к посвяшению подмастерья в степень мастера. Глубокая тишина предшествует началу ритуала. Посвящения в еще более высокие степени лишь подтвердят введение в степень мастера, украсят какими-то новыми качествами, но уже ничего не смогут добавить к сути происходящего сейчас. Брат-наставник случайно обнаружил, что вокруг храма, «погруженный в глубокую медитацию», скитается подмастерье. Он взыскует света, воздаяния за свой труд. Он ждет степени мастера. Достопочтенный внимательно осматривает его руки и фартук. Они незапятнаны. Подмастерье должен перешагнуть через гроб Хирама и остановиться в ногах у покойного мастера, глядя в противоположную сторону. Подобно тому, как происходило отождествление живого с божеством, такй сейчас - подмастерье с этого момента Хирам. Гроб, в котором прежде было заключено тело мастера, теперь пуст и готов принять мастера.
Посвящаемый переживает вместе с Хирамом всю его жизнь и страшную смерть. Теперь он сам — Хирам. Все братья принимают участие в «пробуждении» мастера ото сна. Достопочтенный, вспомогаемый двумя смотрителями, «поднимает» Хирама, накладывая «руку на руку, ступню на ступню, колено к кону, грудь к груди».
Хирам воскресает. Он воскресает к жизни в новом мастере, который приносит присягу. Другие мастера радостно приветствуют его. Достопочтенный мастер возносит хвалы великому Архитектору Вселенной за то, что «мастер нашелся и лик его более светел, чем прежде». Смотрители обращаются к братьям соединиться, чтобы «отпраздновать возвращение света и истины». В некоторых частях земного шара до сих пор осуществляют театрализацию этой легенды.
Описание обряда того времени дает возможность почувствовать таинство и загадочность этого действия, которое притягивало людей ищущих, творческих, с богатой фантазией и умом.
Под влиянием этой легенды центральным символом масонства стал храм, который является символом великой работы, созидания божественного и человеческого. Воздвигаемый согласно предвечному плану великого Архитектора Вселенной храм есть и символ мирового порядка. А мировой порядок находит отражение в братстве вольных каменщиков. Храм также символ высшей красоты и духовности. Каждый масон кропотливой работой над собой должен воздвигнуть духовный храм в себе самом. Вступая в ложу, которая по ритуалу сама является проекцией храма и модель Вселенной, новичок под руководством мастера начинает работу над неотесанным камнем, который символизирует природное состояние человека.
Посвящаемый приступает к строительству самого себя, ибо человек, и дух его, и тело его — тоже есть «храм Господень».
«Каждое слово, каждый звук, каждый шаг, движение — это отражение ... Храм по сути своей заполняет физическое и духовное зрение братьев» — такими словами один из масонов передал свое сугубо интимное переживание ритуальности и символики, связанных с масонским храмом.
Масоны собираются в храме с тем, чтобы работать «без передышки» над собственным совершенствованием, о чем и напоминает им и каждому новоприбывшему мастер. В масонском лексиконе совершенствование равнозначно этике строительства. Масон призван вечно строить.
После того как масоны вошли в храм и руководители ложи заняли свои места, начинается работа. Согласно ритуалу она символически начинается ровно в полдень, подчеркивая солярность события. В полдень перпендикулярные лучи солнца освещают и согревают землю с наибольшей интенсивностью. Это магическое мгновение, благоденствующее трудам масонов, которые связывают все свои чаяния с понятием света. Средневековые строители были объединены в профессиональные товарищества — они назывались ложами — во главе каждой ложи стоял мастер. Члены ложи были связаны не только тайнами профессионального мастерства и узами взаимопомощи, но и определенными ритуалами, скрытыми от непосвященных взаимными обязательствами.
Ложа — сообщество избранных, объединенных узами духовного родства и определенной клятвой, ячейка масонского братства. Ложей же называется помещение, в котором проходят собрания вольных каменщиков. Потолок в нем должен быть голубым, символизируя небесный свод, который покрывают звезды. Стены задрапированы. Окна выходят на три стороны света — восток, запад и юг. В центре на возвышений кресло главы ложи, великого магистра(мастера). На алтаре Библия и предметы символизируют масонскую работу.
На стенах и балдахинах — необходимых элементах убранства ложи - изображаются различные знаки, исполненные тайного смысла, — треугольник со священным словом, солнце (истина), луна (любовь), звезда (свет универсального разума) и многие другие.
Масонская ложа — это своеобразный культурный центр, который не преследует цели затушевать социальную сторону бытия вульгарно понятым «братанием» между представителями высших и низших слоев общества. За пределами ложи вольные каменщики разделены в силу их социальной принадлежности и политических взглядов. »
В ложу по закону не могли входить более 30 братьев. Когда это случалось, она выделяла из себя новую ложу. Первая ложа, таким образом, становилась «ложей-матерью», давшей рождение молодой ложе, а иногда и нескольким.
Рабочие инструменты строителя — мастерок, циркуль, молоток, угольник, а также передник и перчатки — занимают важное место в масонской символике и ритуалах. Движение масонов вверх по лестнице степеней просвещения, — а их всего 33 — отмечает каждый этап его движения к истине в поисках великого смысла утраченного слова, в котором сокрыта первая и последняя тайна бытия.
Одним из основных символов масонства, освященных тысячелетней традицией, является треугольник, и не только треугольник с глазом посередине, но вообще треугольник как фигура: слово «брат» на письме обозначается треугольником из трех точек; и масонское приветствие от брата к брату (салют) гакже основано на треугольнике: правая рука поднимается к левому плечу и опускается, слегка коснувшись правого плеча.
Посвящение в высшие степени мастерства
Все братья символизировали глубокое горе: это было горе по убиенном строителе Соломонова храма — Адонираме.
Подлинный смысл этой легенды открывает знаток масонства А. Д. Философов:
«В этой легенде, — говорит он, — нельзя однако не признать символического языка евреев, напоминающего собой библейскую и еще более талмудическую письменность. Нельзя также не видеть, что легенда вымышлена по Воскресении Христа Спасителя. Во-первых, потому, что ни в одном из памятников еврейской литературы ни о каком Адонираме как главном строителе Соломонова храма, не упоминается и еще более потому, что легенда эта, в которой самомалейшая подробность осмыслена, заключает в себе намеки, очевидно, направленные против сказания святых Евангелистов о Воскресении Христовом».
В церемониал посвящения в 18-ю степень, т.е. в рыцари розового Креста, говорит тот же Философов, ложа обивается черным, в глубине ее воздвигается жертвенник, а над ним, в прозрачной картине, изображаются три креста, из которых на среднем видна обыкновенная надпись «IНРI» Братья, облаченные в священнические одежды, должны сидеть на земле, с видом глубокого размышления и сетования, опустивши лицо на свои руки в знак горести. Венерабль (мастер ложи) спрашивает «Который час?» На это новопосвящаемый должен отвечать: «Теперь у нас первый час дня, та самая минута, в которую завеса храма разорвалась надвое, в которую мрак и отчаяние покрыли всю землю, свет отразился, орудие франк-масонов сокрушилось и пламенеющая звезда скрылась». Тогда адепту объясняют, что Адонирамово слово было потеряно в ту минуту, когда свершилась на кресте смерть Спасителя и в свою очередь требуют, чтобы адепт объяснил им, что такое по его мнению может означать над крестом надпись «IHPI» Заставивши произнести на это священное имя хул заключающуюся, как мы уже видели, в торжественном признании Христа-Спасителя преступником, заслужившим проклятие и казнь, венерабль, восклицает с радостью: «Братья, теперь мы нашли потерянное слово».
Последняя степень масонской лестницы ступеней в «старом принятом шотландском обряде была 30-я. Она носила название «Рыцарь белого и черного орла, великий избранник кадош».
При посвящении предлагались различные испытания, чтобы увериться в бесстрастии и преданности ордену. Предлагали посвященному опустить руку в расплавленный свинец (в действительности — в ртуть) и даже совершить убийство человека, для чего сажали человескую фигуру, состоящую из туловища с приставленной головой и приказывали поразить «убийцу Адонирама» и отмстить за его смерть. Посвящаемый давал страшную клятву исполнять все по приказанию ордена.
После клятвы и различных церемоний, одевали испытуемого в ритуальные одежды, вручали ему отличительное украшение кадоша, красный эмалированный восьмиугольный крест с перламутровым или жемчужным овалом в центре. На одной стороне овала виднелось черное изображение мертвой головы, пронзенной кинжалом, в напоминание рыцарям о данной им клятве не отступать перед ужасами смерти. Буквы Ш, изображенные на другой стороне овала, означали Жака Моле, последнего гроссмейстера ордена храмовников. Этого-то глубокочтимого гроссмейстера, погибшего в пламени костра в 1314 г., и изображает посвящаемый при входе в ложу: его ведут, словно на казнь. Веревка вокруг шеи напоминает о виселицах, к которым были подвешены осужденные храмовники; горящие факелы в руках рыцарей символизировали пылающие костры, пламенем коих были сожжены и другие храмовники, осужденные на смерть совместно со своим гроссмейстером. «Вечная слава мученику за добродетель» — восклицали, братья по окончании обряда, приветствуя вновь принятого рыцаря черного и белого орла.
Виновникам же гибели средневековых храмовников, французскому королю Филиппу Красивому и папе Клименту V, великие избранники клялись «воздать должное по делам их».
Адепт-кадош топчет корону как символ тирании вообще, потом топчет папскую тиару как символ насилия над свободой человеческой совести. Король и папа — символы и под этими символами разумелась борьба на смерть против «деспотизма гражданского и церковного».
Борьба с «деспотизмом гражданским и церковным» диктуется теми целями и задачами, которые ставит себе орден франк-масонов: превратить весь мир в одну республику, в которой, по выражению масонов, «каждая нация есть семья и каждый член сын оной».
Самым могучим средством в достижении этой цели является пропаганда орденского учения и проведение в жизнь тех целей, которые намечены орденом.