Myst, или MYST — культовая компьютерная игра в жанре графического квеста, созданная братьями Робином (Robyn Miller) и Рэндом Миллерами (Rand Miller). Разработана студией Cyan и издана компанией Brøderbund. Братья Миллеры начали работу над игрой в 1991, а выпущена она была на компьютерах Macintosh 24 сентября 1993. Игра стала образцом для создания приключенческих игр, породив впоследствии целый ряд похожих проектов. Кроме того, успех игры позволил создать целый Myst-игросериал, включающий в себя четыре продолжения. Сюжет игры был положен в основу нескольких художественных произведений.

Успехи игры
Myst вместе с продолжениями разошелся по миру в составе около 12 млн копий [1] и долгое время считался самой продаваемой игрой. Это достижение впоследствии смогла превзойти только одна игра — The Sims. Составляющие успеха серии Myst таковы:

четыре сиквела: Riven, Myst 3: Exile, Myst 4: Revelation и Myst 5: End of Ages;
два римейка: Myst Masterpiece Edition и realMYST;
Uru: Ages Beyond Myst и два аддона к нему, Uru: To D'ni и Uru: The Path of the Shell, являются играми-гибридами, собравшими лучшие находки оригинальной серии Myst и созданными на основе ее игрового мира. Позже серия Uru была выпущена под заголовком Myst Uru: Complete Chronicles;
Uru Live — MMORPG-версия Uru. Вскоре после появления в Интернете бета-версии проект был заморожен, но позже возобновлен под названием Untìl Uru. Финальным названием релиза стало Myst Online: Uru Live, игра появилась 15 февраля 2007 и стала доступна по подписке на территории США и Канады;
три романа, написанных братьями Миллерами при участии Дэвида Уингроува (David Wingrove) и опубликованных издательством Hyperion Books: Myst: The Book of Atrus, Myst: The Book of Ti'ana и Myst: The Book of D'ni;
два комикса, опубликованных издательством Dark Horse Comics под заглавиями The Book of Black Ships и Passages. Позже серия комиксов была закрыта из-за разногласий создателей игры с издательством.

О создании игры
Взявшийся за создание игры творческий коллектив состоял из четырех человек: в него входили братья Миллеры, художник Чак Картер (Chuck Carter) и звукоинжернер Крис Брэндкамп (Chris Brandkamp). Поддержку разработчикам оказывала японская компания Sunsoft. Художественные роли в команде распределились следующим образом: Робин Миллер занимался дизайном самого острова Myst и миров Stoneship и Channelwood, а в это время Чак Картер создавал проекты миров Selenitic, Mechanical Age и цивилизации D'ni.

Игра создавалась на компьютерах серии Macintosh производства компании Apple (в основном это были Macintosh Quadras, однако музыка писалась на Macintosh SE). Моделирование и рендеринг каждой сцены происходили в программе StrataVision 3D, часто на помощь привлекалась программа Macromedia MacroModel. Редактирование отдельных изображений проходило с использованием Photoshop 1.0. Один из сотрудников компании ILM, Джон Нолл (John Knoll), разработал специальный плагин для Photoshop, позволяющий работать с анимацией отдельных изображений. С помощью Premiere разработчики создавали видеоэффекты.

Оригинальный Macintosh работал на основе технологии HyperCard (просмотрщик файлов с гипертекстовыми возможностями). Каждый созданный разработчиками мир изпользовал эту технологию в уникальном для себя ключе. При создании игры были использованы HyperTalk, QuickTime, Simplex HyperTint, компрессия видеоизображений осуществлялась с помощью Cinepak. Изображения были загружены в игру как 8-битные PICT-ресурсы с заранее установленной цветовой палитрой. В результате, несмотря на низкую битность цветового решения, была установлена высокая графическая планка для эры 8-битных игр, на которую отныне были вынуждены равняться все разработчики.

Игровой процесс
Игровой процесс (геймплей) представляет собой перемещение игрока по интерактивному миру с видом от первого лица. Движение осуществляется посредством кликов мышью на активных зонах экрана, в результате чего происходит переход к другим локациям. С помощью мыши игрок также может взаимодействовать с некоторыми окружающими объектами (например, перемещать их). В отличие от большинства компьютерных игр, здесь невозможно погибнуть от рук врагов или невынужденных обстоятельств; единственной проблемой для игрока являются лишь сложные головоломки.

Для завершения путешествия игрок должен посетить все представленные в игре миры, перемещаясь в них с помощью книг. Игрок должен собирать страницы для двух книг, но, в отличии от многих игр такого жанра, кроме страниц игрок не должен собирать множество каких либо предметов и помещать их в инвентарь. В конце приключения персонаж возвращается к своей стартовой позиции и, пользуясь полученной в ходе приключения информацией, делает нелегкий выбор.

По словам разработчиков, уединенная и загадочная атмосфера острова Myst своим появлением обязана прежде всего роману «Таинственный остров» французского писателя-фантаста Жюля Верна. Определенное влияние на создателей игры оказал также роман аргентинского писателя Адольфо Биой Касареса «Изобретение Мореля».

Сюжет
Существует как минимум два варианта изложения основной сюжетной линии. Первый из них восстанавливается на основе манускриптов D'ni из руководства пользователя к игре; второй же наблюдается непосредственно в игре и допускает определенную степень разночтений и интерпретаций различных событий. Сразу следует отметить, что события игры происходят в ранних 1800-х гг.

При невыясненных обстоятельствах главный герой игры, обозначенный как Странник (Stranger), находит необычную книгу под названием «Myst». Согласно руководству пользователя, он читает книгу и обнаруживает подробное описание представленного в ней острова. Когда герой доходит до последней страницы и помещает на неё руку, неведомая сила неожиданно перемещает его в мир, о котором он только что читал. Однако в самой игре все происходит несколько иначе: герой открывает книгу и видит, что на первой странице представлено графическое изображение загадочного острова; Странник касается изображения и перемещается в этот мир, ничего о нем так и не узнав.

На острове Myst располагается библиотека, в которой обнаруживаются две книги: красная и синяя. Эти книги являются ловушками, тюрьмами, в которых заключены Си́ррус (Sirrus) и Ахена́р (Achenar). Оба они представляются сыновьями некоего А́труса (Atrus). Как выясняется, Атрус — это загадочный создатель и владелец острова Myst, обладающий древней способностью писать книги-миры и воплощать их в реальность. Данная способность называется Искусством (Art). Именно Атрус, по словам братьев, запер их в книгах; они умоляют Странника дать им свободу. Сразу бросается в глаза, что в красной и синей книгах пропущено несколько страниц, из-за чего речь братьев звучит неразборчиво и не до конца понятна. Именно пропущенные страницы и предстоит искать Страннику в этом таинственном месте.

Изучая остров и решая сложные головоломки, Странник находит четыре книги-портала, ведущие в другие миры. Посещая каждый из них, герой отыскивает красную и синюю страницы, после чего возвращается обратно на остров Myst. Страницы добавляются в соответствующие книги, и речь братьев становится все более ясной и понятной. После обнаружения всех четырех страниц для каждой из книг братья сообщают Страннику, что для их полного освобождения необходима также и единственная пятая страница. Какой выбор сделать в данной ситуации: освободить одного из братьев или не освобождать никого? Тем более что рядом обнаруживается и третья — зелёная — книга, в которую заключён сам Атрус...

Теги: myst, квест