Адамовы дети.
В русских поверьях - одно из народных названий многообразной нечистой силы - домовых, леших, водяных, полевых и т.п.
Название "адамовы дети" восходит к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, появившихся на свет после грехопадения перволюдей. Согласно этой легенде, многие нечистые духи произошли от детей Адама, которых он спрятал от Бога: "показать всех своих детей на свет Божий Адаму было стыдно, и потому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда остались в местах сокрытия, где и живут (с тех пор), размножаясь подобно людям".
Кроме того, в названии "адамовы дети" нашло отражение старинное представление о многих нечистых духах (леших, водяных, домовых и т.п.) как об особых "потаенных людях", предках, покойниках, как о людях, родившихся от обычных мужчин и женщин, но по каким-то причинам превратившихся в нечистую силу.

Ангиак.
("живое мертвое дитя") - в эскимосском фольклоре - призрак ребенка.
В голодные годы нередко случается так, что старейшины племени вынужденны избавляться от лишних ртов. Избавляются от младенцев, так как считается, что маленький ребенок еще не принадлежит полностью к нашему миру. Старейшины забирают ребенка и оставляют его умирать от голода на снегу. И до тех пор, пока племя не сменит стойбище, их будет преследовать призрак этого ребенка - ангиак. Каждую ночь он будет сосать грудь своей матери, набираясь сил, чтобы отомстить старейшинам. Единственный способ не допустить появления ангиака - это не давать ребенку имени: ведь только имя дает человеку душу.

Андхаки.

Андхака (др.-инд. «слепой»), в индуистской мифологии тысячеглавый и тысячерукий асура, сын Кашьяпы и Дити, прозванный Андхака из-за своей спотыкающейся, как у слепого, походки. Андхака был убит Шивой, когда пытался похитить с неба Индры (Сварги) священное дерево Париджату. Из крови Андхаки возникли демонические сущест-ва — андхаки, которых Шива истребил с помощью шакти (Хариванша II 145—146; Матсья-пур. 179 2—40; 252 5—19). Согласно другой версии, Андхака был сыном Шивы и родился слепым, ибо в момент его рождения Парвати закрыла ладонями Шиве глаза. Затем Андхака был усыновлён асурой Хираньякшей, враждовал с богами, но однажды, подхваченный Шивой на трезубец, очистился от злых помыслов и стал его приверженцем).

Анку.
в средневековой европейской мифологии предвестник смерти, который является в виде высокого человека с длинными белыми волосами, везущего похоронную повозку.

Анчутка.
Одно из самых древних названий черта, беса. Анчутки бывают банные и полевые. Как всякая нечисть, они мгновенно отзываются на упоминание своего имени. Лучше о них помалкивать, не то сей беспятый, беспалый будет тут как тут. Беспятый же анчутка потому, что однажды волк погнался за ним и откусил ему пятку.
Банные анчутки мохнатые, лысые, пугают людей стонами, помрачают их разум. Но очень хорошо умеют изменять свой облик - как, впрочем, и остальная нежить. Полевые росточком совсем крохотные и более мирные. Они живут в каждом растении и зовутся сообразно своему обиталищу: картофельники, конопельники, ленники, овсяники, пшеничники, рожники и т.д.
Впрочем, говорят, в воде тоже есть свой анчутка - помощник водяного или болотника. Он необычайно свиреп и противен. Если у пловца вдруг случится судорога, он должен знать, что это водяной анчутка схватил его за ногу и хочет утащить на дно. Оттого-то еще с древних времен всякому пловцу советуют иметь при себе булавочку: ведь нечистая сила до смерти боится железа.

Атах.

Ачери.
Ачери живет в горах. Ночью она спускается в поселки, поет и танцует, сопровождая танец ударами в барабан. Ее голос ужасен, он похож на вой волков. Услышать пение ачери - верный признак нависшей болезни или смерти.
Она упивается человеческими страданиями. Заражает, прежде всего, детей. Для этого ей просто нужно отбросить тень на свою жертву. Болезнь, посланная ею, скорей всего окажется неизлечимой.
Ачери практически невозможно уничтожить, однако существует поверье, что ее отпугивает красный цвет. Обычно, матери повязывают красную нитку на шее ребенка, но так же широко используются красные бусы и вышивка.
Последнее проявление ачери было не так давно в резервации Chippewa (около Leech Lake, Минессота). Была зафиксирована вспышка болезни среди детей. Местные жители утверждали, что девочка-индеанка, 20 лет назад умершая от гриппа, иногда возвращается на берег озера в виде ачери, заражая тем же гриппом живых детей.
Согласно поверьям индейцев Северной Америки, ачери - призрак маленькой девочки, скорей всего, умершей вследствие болезни. У нее тщедушное тельце, серое лицо, она одета в старую, изношенную замшевую одежду.
Ачери живет в горах. Ночью она спускается в поселки, поет и танцует, сопровождая танец ударами в барабан. Ее голос ужасен, он похож на вой волков. Услышать пение ачери - верный признак нависшей болезни или смерти.
Она упивается человеческими страданиями. Заражает, прежде всего, детей. Для этого ей просто нужно отбросить тень на свою жертву. Болезнь, посланная ею, скорей всего окажется неизлечимой.

Ачкийини.
В фольклоре эскимосов призрак в обличье скелета, танцующего джигу. Когда он появляется и начинает танцевать, земля сотрясается, а на реках переворачиваются лодки. Этот призрак нетолько танцует, но и стучит в бубен, которым служит собственная лопатка.

Бааван ши.
В кельтской мифологии злобные фейри, принимающие женское обличие, чтобы завлечь мужчину и выпить его кровь; имеют оленьи копыта, умеют превращаться в воронов, живут в Каледонии.

Бабай.
Бабай - таинственное существо у славян в образе страшного старика, которым пугают детей.
Название "бабай", видимо, произошло от тюркского "баба", бабай - старик, дедушка. Этим словом (возможно, и в напоминание о татаро-монгольском иге) обозначается нечто таинственное, не вполне определенного облика, нежелательное и опасное. В поверьях северных районов России бабай - страшный кривобокий старик. Он бродит по улицам с палкой. Встреча с ним опасна, особенно для детей.

Баба-яга.
В словянской мифологии безобразная сгорбленная старуха c длинными лохмами нечесаных волос, с длинным, синим, сопливым носом крючком, с одной костяной или золотой ногой. Ее огромные железные груди болтаются до пояса и ниже. Одета Баба в одну рубаху без опояски. Глаза Яги горят красными сполохами. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела. У Бабы Яги костлявые руки и острые железные зубы.

Баггейн (баггерн).
В фольклоре жителей острова Мэн злокозненный оборотень. Людей он ненавидит и всячески изводит. Баггейн способен вырастать до исполинских размеров и принимать какое угодно обличье. Он может притвориться  человеком, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить  заостренные кверху уши и лошадиные копыта, которые все равно выдадут баггейна.

Бадяй.
В славянской мифологии существо, которым пугаю непослушных детей, как таковое не имеет определенного образа, поэтому дать точной характеристики не возможно, но чаще всего оно немое и безрукое.

Бака.

Баргест.
В британской мифологии чудовище с острыми рогами, клыками и когтями, способное менять облик (часто появляется в виде черного пса с горящими глазами), встреча с ним предвещает несчастье.

Бесы.
(др.-слав., христ.) - от «страшный» - злые духи, противники Бога и ангелов, слуги, помощники, воины и соглядатаи дьявола, враги «рода человеческого». Наводят болезни и порчу, толкают людей на дурные поступки, расстраивают браки, портят семейные отношения, мучают грешников в аду. В христианстве считается, что когда-то они были ангелами, но изменили богу и стали «ангелами Сатаны», «ангелами бездны». Являются постоянными искусителями монахов, отшельников и пустынников. Могут быть невидимыми и принимать любой облик, в том числе близких друзей соблазняемого, женщин, ангелов, иноверцев, хищников, неприятных животных и фантастических уродливых чудовищ. Наиболее типичным является представление Б. в виде получеловека-полукозла с крыльями летучей мыши.

Бист вилах.
В фольклоре жителей горной Шотландии страшное чудовище. Порой оно принимает облик одноногого калеки, порой является в обличье собаки, издавая жуткие вопли, заслышав которые, люди в ужасе прячутся по домам. Появляется бист вилах только по ночам. Нападая на людей, он высасывает из них кровь.

Богинки
Женский мифологический персонаж, вредящий роженицам, беременным женщинам и обменивающий детей. Представления о Богинке известны в Польше, на польско-украинском и польско-словацком пограничье.
Богинок чаще всего представляют в виде нескольких (обычно трех или двенадцати) безобразных женщин, высоких, худых, бледных, с отвислыми грудями, вздутым животом и распущенными длинными волосами. Им приписывают зооморфные черты — гусиные, куриные или собачьи ноги, зубы в виде свиных клыков, крючковатый нос. Реже Богинки имеют вид красивых молодых девушек. Богинки могут принимать облик собак, кошек, лягушек, иметь вид тени, тумана или пара, поднимающегося над водой.
Обычно полагают, что Богинки происходят из «нечистых» покойников: самоубийц, женщин, умерших во время родов или в послеродовой период до введения в костел, девушек, умерших до свадьбы, детей, умерщвленных своими матерями, ведьм, грешников, старых дев. Ими становились также дети и женщины, украденные Богинками.
Богинки обитают около водоемов, в подводных ямах, на болотах, в норах, пещерах, оврагах. С весны до осени они живут в прибрежных зарослях, а на зиму уходят под воду. Временем, когда Богинки наиболее опасны, считается полдень, ночь, а также время после захода солнца. Из дней недели наибольшая активность Богинок приходится на субботу...

Бодах.

Бомка.

Брэг.
В английском фольклоре проказливый и довольно жестокий оборотень. Чаще всего он является людям в лошадином обличье, а также способен перекидываться в теленка с повязанным на шее белым платком, в ослика, в безголового обнаженного юношу и так далее. Людей он недолюбливает и нередко устраивает им всякие пакости.

Бука (Букка).
В фольклоре жителей полуострова Корнуолл злой дух. Ему приносят разнообразные жертвы: рыбаки оставляют на песке рыбу, фермеры во время жатвы бросают через левое плечо ломоть хлеба и выливают на землю кружку пива. По всей видимости, букка состоит в дальнем родстве с гоблинами. Им пугают непослушных детей: мол, если не перестанешь капризничать и плакать, придет букка и заберет тебя к себе.

Бхуты.
(индуист.) - демонические существа, принадлежащие к свите Шивы. Б. обычно враждебны людям, живут на кладбищах и питаются человеческим мясом, но могут и охранять село или дом, где они поселились. Им приписывают способность обращаться в домашних и диких животных, великанов, карликов и т.п.

Вала.
В древнеиндийской мифологии «охватывающий», «скрывающий» - демон, прячущий в пещере коров, похищенных вождем демонов Пани, а также название самой пещеры. Когда Пани похитил коров и спрятал в пещере, Индра послал на поиски волшебную собаку Сараму, которая выследила их. После того как Пани отказался возвратить их, Индра и Брихаспати с помощью семи мудрецов ангирасов разрушили пещеру и освободили коров.

Вампиры.
Вампир - это покойник, встающий по ночам из могилы. Вампир вредит людям и скоту, пьет их кровь, наносит ущерб хозяйству. Представления о Вампирах у славян наиболее развиты на Балканах, к северо-востоку славянского мира они ослабевают. У восточных славян (прежде всего у русских) вариантом Вампира является «ходячий покойник». На Украине, западе Белоруссии и юге России смешиваются образы Вампира и колдуна. Упоминания о Вампирах встречаются в древнерусских письменных источниках начиная с XIV в.
Вампиры — это покойники, умершие неестественной или преждевременной смертью: самоубийцы, умершие от ран, от эпидемических болезней, не отпетые, умершие без исповеди. Вампирами становятся развратники, убийцы, скупцы, пьяницы и другие грешные люди, колдуны, знахари и т.д. Южные славяне считали, что с момента смерти до похорон существует наибольшая опасность превращения в Вампира: если над телом покойника передадут какой-нибудь предмет или на него что-нибудь уронят, если через него перескочит животное или перелетит птица, если на него попадет дождь, если люди, несущие покойника на кладбище, обернутся назад. В ряде случаев считалось, что превращение в Вампира зависит от судьбы: Вампирами становились люди, зачатые в «злую» минуту, в пост или праздник, родившиеся в сорочке. По южнославянским поверьям, покойник может превратиться в Вампира в течение 40 дней после погребения. Если за это время Вампир не будет уничтожен, то от выпитой крови он приобретает силу и может долго жить среди людей, не возвращаясь в могилу.

Варганы.

Варги.
В фольклоре скандинавских народов волки-оборотни или вервольфы, то есть люди, способные превращаться в волков.

Вендиго.
Вендиго, Виндиго, в мифах оджибве (чиппева) и некоторых других алгонкинских племён дух-людоед. Он живёт на севере, подстерегает людей и нападает на них. Первоначально воспринимался как символ ненасытного голода, впоследствии стал служить предостережением против любых излишеств человеческого поведения.

Вервольф.
(др.-герм.) - «человек-волк» - человек-оборотень, по ночам превращающийся в волка и нападающий на людей и домашний скот.

Веталы.
В древнеиндийской мифологии демоны-вампиры, входящие в свиту бога Шивы.

Ветреник.

Вий.
в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии — грозный старик с бровями и веками до самой земли.
Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.
В этнографии высказывается допущение, что именно с образом Вия связано поверье о сглазе — о том, что от плохого взгляда все гибнет или портится.

Вилкацис.

Вилктаки (вилколаки).
В литовской мифологии волки-оборотни, во многом схожие со славянскими волкодлаками и западноевропейскими вервольфами. Вилктаками либо рождаются, либо становятся — после того, как колдун наведёт порчу. Вилктаком можно стать, перекувырнувшись через ивовый пень.
Вилктак внешне выглядит как волк, но зубы у него человеческие, а на груди белое пятно (след от шейного платка). Рана, нанесённая вилктаку в волчьем облике, остаётся и когда он превращается в человека. После убийства вилктака обнаруживают, что это был человек в волчьей шкуре (иногда с янтарём, чётками, обручальным кольцом).
Для людей опасны те оборотни, которые стали вилктаками по своей воле: они редко отказывают себе в удовольствии полакомиться человечиной. Некоторые из вилктаков становятся оборотнями лишь на время, утрачивая при этом дар речи, сохраняя при этом человеческий разум.

Вирика.

Вихрь-черт.
Русская нечистая сила, которая, увидев, что приближается гроза, бежит от нее подальше, чтобы его не поразила стрела Ильи - пророка (ранее - Перуна). Желающий его увидеть, как учат старики и старухи, должен, снявши крест и наклонившись, посмотреть между ног. Вихрь-Черт покажется в образе огромнейшего человека, машущего руками и бегущего сломя голову.

Вова.

Волкодлаки.
Лесные оборотни, принимающие вид волка (длака — шкура). Полулюдиполуволки. Воины-оборотни из свиты Велеса. Их образы представляют собою один из вариантов выражения опасности, подстерегавшей человека в лесу. Волкодлаками, в более поздней трактовке, становятся ведьмы, принимая вид волка, люди, превращенные ведьмами или превратившиеся сами в волков посредством заговора.
«Надо в лесу найти срубленный гладко пень, воткнуть в него с приговорами нож и перекувырнуться через него — станешь оборотнем; порыскав волком, надо забежать с противной стороны пня и перекувырнуться обратно; если же кто унесет нож, то останешься навек волком».

Вонгви.
В корейской шаманской мифологии злые духи людей, умерших насильственной смертью (ср. Аран), а также дух женщины в средневековой повести о полководце Лим Генъопе.

Встречник.
В славянской мифологии злой дух, вихрем несущийся по дороге за душой умирающего преступника; если захватит на пути случайного путника - может его убить; оборониться от встречника можно, бросив в вихрь острый нож.

Вулвер.
В британской мифологии безобидное чудовище с волосатым человеческим телом и волчьей головой; он любит рыбачить и очень часто оставляет свой улов у хижин бедняков.

Вурдалак.
Мифическое существо, живой мертвец, обычно возрождающийся из мёртвых людей или из тех, которые были укушены другим вурдалаком. То же, что вампир

Гала.
В шумеро-аккадской мифологии демоны подземного мира, неустанно преследующие свои жертвы, чтобы доставить их в царство мертвых.

Гарпии.
В древнейших легендах гарпии - это духи, привидения. У Гомера они появляются лишь для препровождения душ умерших в мир иной. В более поздних легендах гарпии предстают в виде крылатых чудовищ, похитителей людей или людской пищи. В своей поэме Аполлоний Родосский описывает, как аргонавты спасли Финея от нападения гарпий, полудев-полуптиц, которые пожирали всю его пищу и распространяли по дому страшное зловоние. В благодарность Финей открыл им, какие испытания ждут их впереди, и посоветовал, как вернее избежать их. В кн. 3 "Энеиды" Вергилий описывает гарпий как гнусных чудовищ, проклятых богами. Гарпии предстают птицами с женскими лицами, со страшными крючковатыми пальцами на лапах и с вечно бледными от голода щеками. Таков образ гарпий в античном искусстве. Вновь мы встречаем их в "Божественной комедии". В 13 песне Данте и Вергилий встречают говорящие растения. Это души самоубийц, казненных в седьмом круге Ада. Гарпии сильными клювами пробивают в растениях отверстия, через которые изливаются наружу стоны томящихся душ. Гарпии у Данте - это жирные птицы.
         ...с широкими крылами, ликом девьим,
         когтистые, с пернатым животом,
         они тоскливо кличут по деревьям.

Гиганты.
В легендах послегомеровского периода - сыновья Неба и Земли (Урана и Геи) - чудовищные великаны с ногами в виде змей и косматыми длинными волосами. Обладая страшной силой, гиганты восстали против олимпийских богов. По одной из версий, их возглавили Эфиальт и От. Взвалив на гору Осса гору Пелион, гиганты пытались добраться до небес. Они были повержены, лишь когда Зевс, осыпавший их своими стрелами-молниями, позвал на помощь Геракла, так как только участие "смертного" могло решить ход событий. Скалы и вулканы, один из которых - знаменитый вулкан Этна, погребли под собой гигантов, закрыв выход из тартара. Эта битва послужила темой для создания целого ряда скульптурных групп. Наиболее известные - сокровищница в Дельфах и барельеф "Зевс сражается с гигантами" алтаря Зевса в Пергаме.
Теме гигантомахии посвящена поэма римского поэта 4 в. Клавдиана.

Горгония.
Горгония, девица Горгония, в славянских средневековых книжных легендах дева с волосами в виде змей, модификация античной горгоны Медузы. Лик Г. смертоносен, она знает языки всех живых существ. Волшебник (волхв), которому удаётся с помощью обмана обезглавить Г. и овладеть её головой, получает чудесное средство, дающее ему победу над любыми врагами. В средневековых книжных легендах владение головой Г. приписывалось Александру Македонскому, чем объяснялись его победы над всеми народами.
Др. трансформация образа горгоны Медузы в славянских апокрифах - «зверь Горгоний», охраняющий рай от людей после грехопадения. Согласно одной легенде, змеи на челе и груди новорождённого Каина побудили Адама написать дьяволу, обещавшему исцелить его сына, рукописание, предавшее во власть сатаны весь род людской. Иконография головы Горгоны - характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов «змеевиков», где она является изображением дны - болезнетворного демона.

Горгоны.
(от греч. gorgo - грозная) - в греческой мифологии женщины-чудовища, дочери морского божества Форкия: Сфено, Эвриала и Медуза. Превращали всех, кто встречался с ними взглядами, в камни. Последняя из них, Медуза, была смертной. Ее убил Персей и подарил голову Афине. Античные художники изображали Медузу со змеями на голове вместо волос.

Горгульи.
Горгулья, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека. Произведя внезапно, без всякой причины, некое действие, она бесследно исчезает. Горгульями называются также низшие демонические крылатые божества, посредники между богом и людьми. В христианских представлениях горгульи связаны исключительно со злой силой.
Горгульи известны как чудовища, украшающие средневековые храмы. Символизировали силы демонического и населенного драконами подземного мира. Считалось, что они укрощены высшей духовностью, средоточием которой является храм. Об этом свидетельствует их расположение в иерархии орнаменталистики: они всегда подчинены ангельским, небесным образам и не занимают центрального положения. Горгулья - образ сил хаоса, располагающегося на периферии мира, воплощение демонического начала, подчиненного высшей божественной воле. Являются неотъемлемой частью представления об упорядоченном мироздании как преодолевшем стадию хаоса; поставлены на службу ангелам либо другим божественным персонажам. В мифологиях других народов горгульями называют низших по отношению к богам сверхъестественных персонажей, злых духов.

Грайи (граи).
Грайи— три богини старости, дети морских божеств Форкия и Кето, внучки Геи и Понта, сестры горгон, обитали на крайнем западе вблизи сада Гесперид. Они были седыми от рождения, на троих у них один глаз и один зуб, которыми они пользовались по очереди. Грайи охраняли горгон, и Персею пришлось иметь дело с ними, прежде чем он убил горгону Медузу. Персей забрал у грай их зуб и глаз и обещал вернуть с условием, что они расскажут ему, как достать крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку. Грайи повиновались, и Персей выполнил свое обещание.

Грант.

Грендель.
Гигантский тролль, который жил рядом с владениями датского короля Хродгара. Он сеял панику и убивал воинов. В итоге был побежден Беовульфом.

Грим.
В фольклоре Западной Европы существа, которые чаще всего селятся на церковных кладбищах, поэтому еще ин называют церковными гримами. Обычно он принимает облик черного пса, любят пугать людей, воют под окнами больных, предвещая тем скорый конец. Их можно увидеть во время дождя. Иногда они звонят в колокол среди ночи не давая спать людям. Иногда во время похорон грима можно увидеть на колокольне у церкви и по его виду можно понять, куда попадет душа умершего, в рай или ад. Но как такового вреда грим не причинит человеку.

Гуй.
В китайской мифологии демон оборотень, дух умершего грешника. С распространением буддизма гуй стали называться все духи ада. На народных лубочных картинках гуй изображались в виде человека с остроконечной головой и рыжими волосами.

Гули.
В арабской мифологии джинны, питающиеся мертвецами на кладбищах, но нападающие и на живых людей, для чего часто принимают женский облик.

Дайтьи.
(индуист.) - асуры, дети Дити и Кашьяпы, гиганты, противостоящие богам-адитьям.

Дакини.
1. В индуизме - свирепые демоницы, составляющие свиту богини Кали.
2. В буддизме - женские существа, считающиеся партнершами идамов или выступающие в роли идамов.
3. В ламаизме - небесные девы, в широком смысле - любые женские божества или духи.

Данавы.
(индуист.) - асуры, дети Дану и Кашьяпы, гиганты, противостоящие богам. Тесно связаны с дайтьями. В битве с Индрой Д. были побеждены и рассеяны.

Дандо и его псы.
Корнуоллский вариант Дикой Охоты.

Даппи.
В мифологии вуду злобный дух, вызываемый из могил для мести врагу.

Даса (дасью).
В "Ригведе" определенно выступают и как некие демоны, и как аборигены Сев. Индии, враждебные племенам арийских завоевателей. Арийские боги Индра и Агни уничтожают их укрепленные поселения, в которых Д. прячут свои богатые стада. Д. описываются как "темнокожие", "безносые", "невнятно говорящие"; они обладают несметными стадами, но не приносят скот в жертву богам, как ведийские индоарии, поэтому их называют "скупцами", "не знающими жертвоприношений", "не имеющими религ. обязанностей", "имеющими отличные (от ариев) религ. обязанности". На специфическую особенность религии Д. указывает, возможно, их эпитет шишнадэва — боготворящие фаллос. В "Ригведе" есть прямые указания на то, что Д. могли иногда включаться в арийское общество. Начиная с "Айтарея-брахманы" слово дасью приобретает значение "некультурного человека", "дикаря", "разбойника", а даса уже в поздних мандалах "Ригведы" употребляется в значении "слуга", "раб".

Демогоргон.
Справедливо отмечалось, что "Демогоргон - это грамматическая ошибка, ставшая богом". Платон в "Республике" и "Тимее" пишет о Демиурге, божественном творце мира. По-видимому, ученый Лактанций (3 в.) собирался написать в качестве замечания на ссылку в "Фиваиде" Стация: "высшее существо, которое нельзя узнать". Вместо этого он написал слово "Демогоргон", это имя было использовано Боккаччо в его "Генеалогии богов" по отношению к первобытному богу, которого он представлял прародителем других древних божеств. Затем Демогоргон появляется в "Докторе Фаусте" Марло, у Спенсера и Мильтона, а также в "Освобожденном Прометее" Шелли, как вечный священный символ, изгоняющий ложных богов.

Демоны.
греч.) - сверхъестественное существо, не являющееся богом и низшее по отношению к нему. В мифологиях различных народов Д. либо не подчиняется богу, либо враждебен богу. Он никогда не ставит своей целью благо человечества и не склонен к бескорыстному добру - может вступить в сотрудничество или даже помочь, но обычно враждебен и стремится причинить зло. В более узком смысле Д. - это злой дух, состоящий на службе у главного противника доброго божества и стремящийся повредить всем хорошим делам и начинаниям.

Джинны.
(мусульм.) - сверхъестественные существа, духи, часто злые. Считается, что Д. созданы Аллахом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут принимать любую форму и выполнять любые приказания. Подчинение Д. воле человека было одной из средневековых оккультных наук в мусульманстве. Д. связаны с Иблисом, но некоторые из них уверовали в Мухаммада. Различают три класса Д. - гул (гуль), ифрит, силат.

Диббук.
В еврейском фольклоре злой дух или обреченная душа, который (которая) овладевает телесной оболочкой того или иного человека, начинает вещать его устами, причиняет ему мучения и боль, сопровождающие проявление другой личности. Такие злые духи фигурируют в иудаизме с незапамятных времен, но их называли "иббур" (духи) вплоть до XVII века. Примерно в тот период слово "диббук" перекочевало из языка немецких и польских евреев. Фактически это сокращенный вариант двух фраз: dibbuk me-ru'ah ("расщепление злого духа") и dibbuk min ha-hizonim ("диббук из страны демонов").
В древнем фольклоре считалось, что диббуки овладевают только телами больных людей. О таких духах упоминаются в Ветхом Завете ("Самуил" I), где описывается овладение Савлом и изгнание духа Давидом с помощью игры на арфе. Имеется также упоминание о том, что ангел Рафаэль учил Товию, как изгонять духов. Согласно литературе раввинов I века, для экзорцизма требуется сжечь некоторые коренья под жертвой, а потом окружить последнюю водой. Другие способы включают в себя заклинания именем Соломона, повторение имени Всевышнего, чтение псалмов, ношение амулетов, сделанных из определенных кореньев.

Див.
Див - Одно из самых загадочных существ. Облик его видят по-разному, сходятся они в одном: это вихрь-человек или птица, сверкающий точно молния, который внезапно появляется на пути войска, идущего на бой, выкликающий то страшные, то благоприятные пророчества. О нем упоминается в “Слове о полку Игореве“: “Див кличет вверху дерева“. Однако его пророчества, как правило остаются не услышанными. В разгар битвы, див кружится над теми, кто обречен на поражение.

Дикая Охота.
Демоническая кавалькада, мчащаяся по небу и собирающая «смертную жатву» с людей. По распространенным в Скандинавии поверьям, возглавляет эту кавалькаду не кто иной, как Один. Как писал А.Н. Афанасьев: «Часто бывает... что в светлую, тихую ночь внезапно раздается страшный гул, свет месяца померкает, вихри подымают свист, деревья ломаются и падают с треском, и в разрушительной буре несется по воздуху Дикий Охотник - один или в сопровождении большого поезда духов... На статном, белом как молоко коне, извергающем из ноздрей и рта пламя, скачет древний бог во главе огромной свиты; голова его покрыта шляпою с широкими полями; плащ, накинутый на плечи, далеко развевается по ветру... Иногда дикий охотник выезжает не верхом, а в огненной колеснице на выдыхающих пламя лошадях; колесницей управляет возничий, он громко хлопает бичом, и после каждого удара сыплются молниеносные искры». Встреча с Дикой Охотой предвещает несчастье и даже смерть.

Диша.
(др.-кит.) - «земля + зловредное влияние духов» - духи 72 звезд, оказывающие дурное влияние и считающиеся воплощением злых сил земли. Д. противопоставляются 36 тяньган - духи звезд Большой Медведицы. Повелителем Д. считается некий юноша-маг, который пронзает их вилами и бросает в земляные кувшины, а затем уносит в пустынные земли и сжигает, очертив вокруг огня круг известью, чтобы они не могли выбраться оттуда.

Додо.
В мифах африканских народов злые духи, чудовища. Живут они в воде или на берегу в зарослях водоемов. Они очень хитрые и коварные существа. Чаще всего принимают образ головы без тела. Питаются людьми, а если точнее маленькими детьми, похищают их, утаскивают к себе и там устраивают пир.

Домовик.
Домовой, домовик, дедушка, старик, постен или постень, также лизун, когда живет в подполье с мышами, — а в Сибири суседко, — принимает разные виды; но обыкновенно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в коротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом также в одной рубахе; но всегда босиком и без шапки, вероятно потому, что мороза не боится и притом всюду дома. У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частию застилают лицо.

Друджи.
персидские суккубы, отличающиеся неистовой похотью, лживостью и общей испорченностью, образ их напоминает представление о женщине средневековых христианских теологов. Друджи продолжают в мире духов творить зло, которое творили, будучи людьми. Они наслаждаются "преступлением и осквернением", а их главная цель - привести других к разорению, разврату и страданию. Очевидно их сходство с кабалли.

Дсоноква.
В мифологии квакиютлей, сквомиш и маках (индейцы Северной Америки) - великанши-людоедки с медными когтями.
Дсоноква свистом заманивали детей в лес и уносили их на спине в корзине, чтобы потом выпить их кровь. Согласно мифам, часто при попытке насытиться человеческой кровью, людоедки попадали в ловушку, устроенную людьми. Поймав, их сжигали, но как только пепел начинал развеиваться по ветру, то превращался в москитов.
По другому варианту мифов, дсоноква представлялась подслеповатой обладательницей несметных богатств. Она, будучи захваченной врасплох, способна поделиться своими сокровищами с человеком.

Дэвы.
(авест.) - злые духи или сверхъестественные существа, персонажи мифологий иранских, тюркских, армянских, грузинских, дагестанских народов. Как правило, они имеют облик великанов, часто с несколькими головами, звериными или человечьими, обросших шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, обладают огромной силой. Живут в ущельях, в пустынях, в пещерах, на дне озер, владеют огромными сокровищами. Похищают людей и держат их в темницах, чтобы использовать для еды. Существует множество мифов и сказаний о борьбе с Д., в которых герой освобождает пленных красавиц, спасает царства и завладевает сокровищами Д.

Ебосан.
В поздней корейской мифологии злой дух японца, который в образе красного перца обольщал кореянок в сумерках.

Жердяй.
какой-то предлинный и претоненький нечистый (от слова "жердь"). Он шатается иногда ночью по улицам, заглядывает в окна, греет руки в трубе и пугает людей. Это жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и смысла.

Жихарь.
В славянской мифологии злой дух, крадущий младенцев, если мать отлучилась от колыбели.

Злыдни.
В восточнославянской мифологии злые духи, крошечные существа, которые, украдкой поселившись за печкой, приносят этому дому всяческие несчастья.
Как бы ни было велико богатство хозяина, оно быстро сгинет, и на место довольства придет страшная нищета. Сохранилась пословица: "Просились злыдни в гости на три дни, а и в три года не выживешь!" И правда: выжить их почти немыслимо, разве что чудо поможет, вернет удачу в дом.
О происхождении злыдней — маленьких женщин-невидимок, без языка, глаз и ушей, — рассказывают следующее. Давным-давно в одном болоте жила змея. Однажды она обвила за шею черта и стала его кусать. На крик черта выскочил Люцифер — сам Сатана — и бросил черта вместе со змеею в кипящую смолу. Поднялся жуткий смрад, Люцифер вытащил змею, ударил ею себя по заднице — и стала змея злыдней. Вместо души у нее черт с горшком, внутри которого разные мерзости: их-то злыдня и раздает людям.

Зомби.
(от банту-конголезского nzambi — бог) — не существует достоверного и единственного определения термина "зомби", одним из многих является определение верователей вуду- оживший мертвец, не способный мыслить, чувствовать и принимать самостоятельные решения, существующий только для того, чтобы исполнять приказы своего создателя — колдуна («бокора»). Также под термином "зомби" можно понимать еще несколько схожих определений. В современном представлении зомби это человек или животное, по какой-либо причине лишенное разума, пытающееся уничтожить или обратить остальное человечество, управляемый биологический робот, изготовленный из трупа, плоть без души.

Икотник.
В русском фольклоре дух или колдун. Дух насылает икоту, а колдун способен навести соответствующую порчу.

Инкубы.
(ср.-европ.) - от «ложиться на» - мужские демоны, являющиеся к женщинам по ночам и соблазняющие их. Особенно они преследовали монахинь. Некоторые христианские теологи считали, что И. - падшие ангелы, приписывапи им способность принимать человеческий облик и иметь потомство. Считалось, что спяшая женщина может зачать от И. и что от таких связей рождаются уроды или полузвери. Напарницами И. обычно выступали ведьмы или жертвы их колдовства.

Ифриты.
В арабской мифологии злые духи, рождающиеся из капель крови умерших насильственной смертью, чтобы преследовать убийцу.

Ичетики.
Название "ичетик", возможно, произошло от коми "ичотик" - "маленький" 
По поверьям Вологодчины, ичетики - маленькие водяные существа, духи утопленных матерями младенцев. В Вятской губернии считали, что ичетики небольшие, мохнатые. Они обитают в омутах на мельницах и предвещают несчастья. О грядущих несчастьях ичетики возвещают звуками - как будто по воде хлопают хлыстом.

Йиена.

Теги: демоны, бесы, нечисть, нежить, вампиры

Отредактировано Zorian (2008-11-10 11:35:35)