http://uploads.ru/t/M/9/O/M9O37.jpg

Образ Авдотьи Рязаночки — несомненно, вымышленный, не имеющий летописного прототипа, встречается он в исторической песне, сложенной, повидимому, в середине XIII века и с небольшими изменениями сохраненной севернорусскими сказителями вплоть до XX столетия. Песня начинается картиной татарского нашествия.

Славные старые король Бахмет турецкие 
Воевал он на землю Российскую, 
Добывал он старые Казаньгород подлесные. 
Он-де стоял под городом 
Со своей силой-армией 
Много поры этой было, времени, 
Да и разорил Казань "город подлесные, 
Разорил Казань-де-город на пусто. 
Он в Казани князей-бояр всех вырубил, 
Да и княгинь-боярыней 
Тех в живых побрал. 
Полонил он народу многи тысячи, 
Он повел-де в свою землю турейкую.

Здесь по крайней мере два анахронизма. Первый — «король турецкий» и «земля турецкая», второй — «Казань подлесная». Это поздние замены царя татарского и земли татарской и Рязани. Древняя песня была откликом на нашествие полчищ Батыя и на разорение Рязани в 1237 году. Рязань первой приняла на себя удары нашествия, подверглась страшному разгрому — это событие было описано в книжной «Повести о разорении Рязани Батыем», где наряду с точными летописными подробностями нашли место и на-родные песни. Повесть завершалась рассказом о возрождении Рязани: князь Ингварь Ингоревич «обнови землю Рязанскую, и церкви постави, и монастыри согради, и при-шельцы утеши, и люди собра». В народной песне тот же подвиг совершает простая «молодая женка» Авдотья Рязаночка (кстати, имя «Рязаночка» говорит о местах, где происходили события). Но делает она это совсем подругому. В песне немало сказочно-фантастического, необычайного. Вражеский царь на обратном пути ставит «заставы великие»: реки и озера глубокие, «чистые поля широкие, воров-разбойников» и «темны леса», наполненные «зверями лютыми». Авдотья Рязаночка одна осталась в городе. Она и отправляется в «землю турецкую» — «полону просить». Ей удается почти чудесным образом преодолеть препятствия. Она обращается к Бахмету: 

Я осталася в Казани единешенька, 
Я пришла, сударь, к тебе сама да изволила, 
Не возможно ли будет отпустить мне народу сколько-нибудь пленного, 
Хошь бы своего-то роду-племени?

Дальнейший диалог «короля» и «молодой женки» развивается в духе старых былин. Узнав о том, как искусно прошла Авдотья «заставы великие», и отдав должное тому, как умело она говорила с ним, Бахмет задает ей трудную задачу: только выполнив ее, она сможет увести с собой полон. 

Да умей попросить у короля 
полону-де головушки, 
Да которой головушки боле век не нажить буде.

«Молодая женка» справляется с этой задачей, проявляя свойства сказочной или былинной «мудрой девы». 

Я замуж выйду — да мужа наживу, 
Да у мня буде свекор — стану звать батюшкой, 
Да ли буде свекровка — стану звать матушкой, 
А ведь буду у них снохою слыть; 
Да поживу с мужем — да я сынка рожу, 
Да воспою, вскормлю — у мня и сын буде, 
Да стане меня звати матушкой; 
Да я сынка женю да и сноху возьму — 
Да буду ли я и свекровой слыть; 
Да еще же я поживу с мужем — 
Да и себе дочь рожу, 
Да воспою, вскормлю — у мня и дочь буде, 
Да стане меня звати матушкой. 
Да дочку я замуж отдам — 
Да и у меня и зять буде, 
И буду я тещей слыть...

Таким образом, может быть, по словам Авдотьи, восстановлена вся большая семья — только в обновленном составе. 

А не нажить-то мне той буде головушки — 
Да милого-то братиа любимого, 
И не видать-то мне братиа будет век и по веку.

Вот ключ к решению трудной задачи: всех родственников можно  «нажить» — кроме родного брата. Ответ Авдотьи не только ве-рен, но и, оказывается, затрагивает самого Бахмета: он признается, что во время нашествия на Русь погиб его любимый брат. 

Ты умела просить у короля полону ли головушки, 
Да которой-то не нажить и век буде... 
Ты бери-тко народ своей полоненые 
Да уведи их в Казань до единого. 
Да за твои-ты слова за учливые 
Да ты бери себе золотой казны 
Да в моей-то земли во турецкие, 
Да ли только бери тебе сколько надобно.

Так, благодаря мудрому ответу Авдотья получает право увести на Русь «народ полоненые» в «Казань опустелую». Да она построила Казань-город наново, Да с той поры стала Казань-де славная, Да с той поры стала Казанъ-де богатая, Да и тут ли в Казани Авдотьино имя возвеличилось.,. Такова легенда о «молодой женке», совершившей чудо. В истинность происшедшего и в подлинность героини Древняя Русь верила твердо.

Теги: славяне, миф, русь