Фильм месяца
Обнажённые / Naked
Великобритания, 1993
Режиссёр: Майк Ли
В ролях: Дэвид Тьюлис, Лесли Шарп, Кэтрин Картлидж и др.
Джонни — абсолютный антигерой нашего времени, холодный, циничный и грубый молодой человек «без руля и тормозов», разрушающий свою жизнь со скоростью реактивного самолета. Временами насмешливый, временами смешной, он может быть и страстным, и нежным…
Награды и номинации:
Два приза Каннского кинофестиваля: лучший режиссёр (Майк Ли) и лучший актёр (Дэвид Тьюлис)
Номинация на приз «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля
Приз за лучший международный фильм на кинофестивале в Садбери (Sudbury Cinéfest)
Приз Metro Media Award кинофестиваля в Торонто (Майк Ли)
Номинация на премию имени Александра Корды за лучший британский фильм (Саймон Ченнинг Уильямс, Майк Ли)
Номинация на премию «Независимый дух» за лучший зарубежный фильм (Майк Ли)
Премия Национального общества кинокритиков США (NSFC Award) лучшему актеру (Дэвид Тьюлис)
От себя:
Во-первых, хочу отметить, что фильм также часто переводят как "Обнажённая", что мне не совсем нравится. И хотя я читала такое обоснование перевода, что де мол "обнажённая правда", но на мой взгляд "обнажённые" - точнее, потому что обнажённые люди - люди без прикрас.
Во-вторых, несмотря на то, что описание с КП в этот раз близко к истине, я позволю придраться к слову "антигерой" Нет, если, конечно, понимать под героем человека в обтягивающем трико, который спасает мир от злодеев, то да - Джонни - антигерой. Но вот словосочетание "антигерой нашего времени" отсылает нас к произведению М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", а кто там соответственно понимается под героем? Правильно, Печорин. Так вот, Джонни - это по сути Печорин нашего времени, ещё один из плеяды "лишних людей". Хотя он скорее ближе даже не к Печорину, а к бесовскому Ставрогину. В любом случае, в фильме есть что-то от "достоевщины". Болезненная атмосфера.
И много "маленьких людей": девушка, которая сделала в 15 лет аборт, а теперь живёт в дымке марихуаны, ещё одна девушка в смешных шортиках, которая решила уехать из Манчестера и попытать счастья в Лондоне, забавная пара из Шотландии, которая пытается избежать правосудия и извращенец, который ужасно боится постареть, и ещё охранник, женщина в квартире напротив и много кто. И все от чего-то бегут: от прошлого, в будущее, от старости, от судьбы в конце-концов. И главное - у каждого есть причина.
А у Джонни причины (настоящей, не формальной) нет. Он тоже бежит: но от чего и куда? БомжБродяга, который ворует и носит с собой книги, читает у дверей офиса холодной ночью Библию, который знает, что настоящего нет, а есть только прошлое и будущее. Впрочем, и будущее тоже обречено - в 1997 нас ждёт Апокалипсис и объясняет это охраннику, который впустил его переночевать. Объясняет охраннику, что человек - это переходная форма, что дальше мы будем чем-то вроде потока энергии (Ksana, я не могла тут не вспомнить про тебя). И вообще - эта сцена с охранником лучшая в фильме. А дальше - опять бежит, опять круговорот людей. Женщина, которая через секс хочет вернуть молодость, девушка с необъяснимыми страхами, и опять его манчестерская подруга. И казалось бы, что нас ждёт классический хэппи-энд. Но нет, бег нельзя остановить. У бега нет причины, нет цели. Может это поиск правды, или поиск сочувствия, или просто образ жизни, или сама жизнь? В любом случае - никакой фальши.