Итак, начну с со своих претензий, а потом буду комментировать.
Что хорошо.
Фильм с ДиКаприо не вызвал негативных позывов, и это уже неплохо)
Сюжет, хоть и не блещет оригинальностью (а только претензией на оригинальность), но, в общем-то, не скучный. Не скажу, что потратила зря пару часов жизни. Не нудно, и слава Богу.
Неплохие спецэффекты. Понравилась манипуляция с "цикличным" городом и драки в невесомости.
А теперь бичевание.
У фильма, собственно, две "изюминки". Первая - то самое многоуровневое бытие. Где сон, где реальность, сон во сне и сон во сне... Но это, увы, не ново. Лично я впервые столкнулась с таким построением сюжета еще в детстве, во время просмотра фильма "Экзистенция". И тогда это действительно меня потрясло.
Вторая изюминка - идея про "идею". И это не ново. Фильм про силу Идеи, которую нельзя убить, а так же ее прививание и разделение уже существует - "В значит Вендетта".
Так что, оригинальность сюжета потерпела маленький крах, для меня, по крайней мере.
Драматическая составляющая. Вот это было испытание. Сам персонаж Кобба и его личная драма меня ужасно нервировали весь фильм. Этакая солянка из гордости и чувства вины сделали его каким-то твердолобым идиотом, который ставит всех под угрозу, только из-за бессилия справится со своими проблемами и нежелания ими поделиться с людьми, которыми же он и рискует. Да вся суть его трагедии - жена умерла, дети растут без отца - уже настолько затертая и избитая тема, что герои попросту не вызывают никакого сочувствия.
Теперь еще немного шлифону сюжет. Некоторые моменты как были, так и остались невнятными, нет, не недосказанными, а именно невнятными.
Самое начало - старый китаец в лимбо, если не ошибаюсь. Конечно, поначалу мы не знаем, что происходит, но весь фильм ждем, когда нас подведут к этому моменту (ведь неспроста же фильм начался с этого? наверное, это и есть кульминация?). А что в итоге? Такой себе перевалочный пункт. Ну да, грозились умные люди, что если умереть в глубоком сне, попадешь в лимбо. Ну, умер он. Ну, попал. Но стоило это событие такой пафосной формы подачи. Другое дело, если бы главный герой попал в лимбо, где и состарился. Тогда можно было обыграть это как интригу: как так вышло? почему он пробыл там так долго?. А тут... китайца застрели, китаец попал в плохое место. Ужас.
Но это не самое странное. Меня больше сбила с толку вся затея. Развалить компанию. Такое серьезное мероприятие должно было иметь серьезные последствия. И потому, соответственно, его зачинатель - китаец - должен выступать в роли героя (ура, разрушили адскую корпоративную машину) или злодея (уничтожил все надежды и ожидания покойного старичка и поставил под удар благополучие его сына, и все - ради собственной выгоды). А на деле результат произошедшего никак не осветили. Кобб получил свое, китаец - тоже. А как же Фишер? Что это значило для него (кроме "прозрения" насчет "надежд" отца)? Будь он злостным бандюком, мы только возрадовались, что ему что-то наломали и сбили с толку. Но по ходу событий мы понимаем, что он весьма приятный молодой человек с огромным желанием найти примирение с отцом и самим собой. Человек, который тяжело, но достойно переносит потерю отца и его последнее слово, которое было очень ранящим. И не стоит забывать, что Кобб - вор, преступник. Да и китаец - далеко не ангел. Но они оказываются в победителях, хоть и путем тяжелый испытаний. А где моральный стержень? Где же пресловутое "добро побеждает зло"?
Так-с, что еще? Девочку, талантливую и неиспорченную, тоже затянули в мир иллюзий и криминала. И даже не в ее интересах. Единственный плюс по всем произошедшем, это то, что к детям вернулся отец.
Olivin написал(а):Финал тоже неплох. Даже радует, что он не расставил точек над I и не отделил сон от реальности.
Ты про волчок?
Это, действительно, можно обсудить отдельно. Насколько могу понять, финал должен вызвать у зрителя напряжение и замешательство нескольких стадий:
Свернутый текст
1. Все проснулись. Это реальность. Какое облегчение.
2. О, ужас, дети сидят спиной - это сон!
3. Дети повернулись и показали лица - фууух, все-таки реальность.
4. Волчок крутится и не падает! - капец, значит, все-таки сон.
5. Волчок начинает дрожать и как бы хочет упасть... *занавес*.
Вот пятая стадия и вызывает у меня любопытство. С одной стороны, такого бага, как дрожание волчка операторы не могли допустить. Значит, так должно быть. Значит, он упадет. Значит, это реальность. НО, сам эпизод с волчком вообще не у каждого вызовет какие-то мысли, ибо в фильме лишь однажды упомянули, что волчок крутится и не падает во сне. А та еле заметная дрожь была настолько невыразительна, что "растеряла" половину тех зрителей, кто смекнул про волчка вообще. Выходит, сильный финал (открытый финал) возможен только для тех, кто смотрел очень внимательно? (просмотр фильма, например, в кинотеатре или даже небольшой компании уже хоронил половину деталей сюжета). Как можно ставит по угрозу быть незамеченным финал, который, по идее, должен заставить людей продолжать думать о фильме?
7 из 10